Нажия Азисова
Консультация для родителей младших дошкольников. «Какие сказки читать детям»
▼ Скачать + Заказать документы
Нажия Азисова.
Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности,в развитии ребёнка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план,они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем,что дети должны познавать реальный окружающий мир,а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст –это возраст сказки.
Публикация «Консультация для родителей младших дошкольников, „Какие сказки читать детям“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
На самом деле,сказка должна входить в жизнь ребёнка с самого раннего возраста,сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы,с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Именно через сказку ребёнку передаётся культурное наследие человечества. Сказка будит любознательность и воображение ребёнка, развивает его интеллект,помогает понять самого себя,свои желания и эмоции,а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями,но и чувствуется присутствие ощущения истинной поэзии,которая открывает слушателю мир человеческих чувств утверждает доброту и справедливость,а также приобщает к русской культуре,к мудрому народному опыту,к родному языку.
Так какие же сказки Вы читаете детям?
Хотим обратиться к истории сказки. Сказка- древнейший жанр устного народного творчества,который никогда не создавался специально для детей. Корни русской сказки уходят в славянское язычество. Нельзя не сказать о том,что русская сказка не раз подвергалась гонениям. Церковь боролась с языческими верованиями. а заодно и с народными сказками.
Так, в 13 веке епископ Серапион Владимирский запрещал «басни баять» ,а царь Алексей Михайлович издал в 1649 году специальную грамоту с требованием положить конец «сказыванию» и «скоморошеству».19 век тоже не принёс народной сказке признания чиновников охранительного направления. Но не только цензура боролась с народной сказкой. С середины того же 19 века на неё ополчились известные тогда педагоги. Они были уверены в ее отрицательном воздействии на слушателя; считали,что сказка задерживает умственное развитие детей,пугает их изображением страшного, расслабляет волю,развивает грубые инстинкты и т. д. Такие же аргументы приводили противники этого вида народного творчества уже и в советское время,после октябрьской революции. Педагоги считали,что сказка водит детей о реальности,вызывает сочувствия тем,к кому не следует,-ко всяким царевичам,царевнам и прочим антисоветским персонажам. Рассуждения о вреде сказки вытекали из общего отрицания ценностей культурного наследия.
Однако уже в 19 веке появились люди,которые хотели собирать и устное народное творчество (И. М Снегирёв,П. ВКиреевский,В. И Даль,А. Н Афанасьев,И. А Худяков,П. А Бессонов, благодаря их именам сегодня мы можем наслаждаться этими произведениями.
Но нам следует предостеречь родителей- не все народные сказки подходят для детей дошкольного возраста!Например,в сказках собранных А. Н Афанасьевым встречаются выражения «недостойные» детского слуха; в них мы можем увидеть не очень доброжелательную концовку,что может расстроить,огорчить ребёнка.
В настоящее время существуют сборники,в которых написано «по А. Н Афанасьеву»,чаще всего такие сказки адаптированы под современного ребёнка –слушателя. Но все же родителям следует познакомиться с содержанием и только потом довести его до ребёнка.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребёнка буквально захлёстывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика,она всё же имеет свои границы. Ребёнок переутомляется,делается нервным,и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного,необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так,а не иначе.
Детей младшего дошкольного возраста необходимо знакомить с произведениями народного творчества.
Рекомендуем обратить внимание на следующие сказки :
«Репка» обр. К. Ушинского;
«Колобок» обр. К. Ушинского;
«Курочка ряба» обр. К. Ушинского;
«Козлята и волк» обр. К. Ушинского;
«Теремок» обр. М. Булатова;
«Волк и козлята» обр. А. Толстого;
«Заюшкина избушка» обр. О. Капицы;
«Кот,петух и лиса» обр. М. Боголюбской;
«Теремок» обр. Е. Чарушина;
«Гуси-лебеди обр. М. Булатова;
«Бычок- чёрный бочок,белые копытца «обр. М. Булатова ;
«Лиса и заяц» обр. В. Даля;
«У страха глаза велики» обр. М. Серовой.
Мы считаем,что русская народная сказка способствует :
-нравственному воспитанию ребёнка;
-становлению социальных и коммуникативных навыков;
-формированию эмоциональной сферы и эстетического восприятия ;
-развитию логического и образного мышления;
-познанию окружающего мира.