Антонина Акимова
Консультация для родителей «Моральное воспитание детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время от правильного морального воспитания детей зависит не просто благополучие, а выживание нашего общества, т. е. уничтожение природы, культуры и других ценностей.
Как известно, о людях судят не по тому, насколько хорошо они знают нормы морали, а по тому, насколько они следуют им, т. е. как они действуют в тех или иных обстоятельствах, а не что они говорят.
Публикация «Консультация для родителей „Моральное воспитание детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Безусловно, умения и навыки культурного и вежливого поведения должны всячески приветствоваться и прививаться с ранних лет, но хорошие манеры вовсе не обеспечивают ни порядочности, ни отзывчивости, ни других собственно-моральных сторон личности.
Самым главным в моральном облике человека является то, как он поступает в тех или иных случаях, иными словами его моральное поведение. Что же это такое?
Моральное поведение - это соблюдение норм морали вопреки собственной выгоде и интересам при отсутствии внешнего контроля и причуждения.
Выбор той или иной линии поведения определяется тремя особенностями:
1. Одно из действий между которыми надлежит сделать выбор, человеку приятно или выгодно, тогда как другое, наоборот, противоречит его личным желаниям и интересам;
2. Эти действия имеют прямо противоположное значение для других людей. А именно то, что выгодно и приятно мне, наносит ущерб другим.
3. Моральный выбор имеет место только тогда, когда интересы других являются с моральной точки зрения более значительными, чем личные интересы, от которых человек должен отказаться.
Приведем пример. Двое детей хотят смотреть телевизор, другой - мультфильмы. Телевизор один, и кто - то должен поступиться своими интересами. Но мораль в том конфликте молчит. Для нее футбол и мультфильм равны. А теперь представим себе, что один хочет слушать музыку, а у другого температура, головная боль, и ему нужна тишина. Тоже конфликт, и тоже один должен поступиться своими интересами. И тут мораль повышает свой голос. Здоровье важнее удовольствия.
Причиной правильного морального выбора является отрицательная оценка себя в случае воображаемого нарушения нормы.
«Если я солгу (солгу, возьму чужое, обижу другого) «Я буду плохим». И это «Я буду плохим» удерживает от нарушения нормы.
Во-первых, отрицательная самооценка должна быть дана до самого поступка, т. е. воображаемому, а не реальному нарушению нормы. Формула «Я поступил плохо» ничего практически не меняет. Норма уже нарушение. Эффективна только формула: «Если я нарушу, я «плохой», ибо в этом случае можно предотвратить нарушение.
Итак, отрицательная самооценка должна предварить моральный выбор. А это значит, что первым условием является способность ребенка вообразить, что он может поступить и так, и иначе.
Во-вторых, соблюдение и нарушение нормы следует оценить, а для этого необходимо знать соответствующие моральные требования.
В-третьих, важно не только знать нормы и правильно относиться к соблюдению и нарушению.
Необходимо ценить и одобрить их соблюдение самим собой и осуждать собственное нарушение этих норм, т. е. себя. Это условие представляется одним из самых сложных.
Это разное отношение к чужим и своим поступкам представляется одним из основных препятствий на пути морального становления человека. Мы знаем, что почти все дети считают себя хорошими и очень дорожат этим представлением о себе. Хороший в сознании ребенка, как и правило, умный, красивый, послушный, любимый, родной, но далеко не всегда честный, справедливый, отзывчивый и т. д.
Теперь мы можем сформулировать, какие психологические особенности должны быть сформированы у детей в ходе их морального воспитания.
1. Способность совершить в воображении морально противоположные действия.
2. Знание некоторых моральных норм и требований и правильная оценка их соблюдения и нарушения.