Папки-передвижки

Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполной семье»

Наталья Матюшина
Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполной семье»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для родителей на тему:

«Особенности воспитания детей в неполной семье»

Несмотря на то, что в нашей стране семье придается особое значение, количество разводов в последнее время достаточно большое и Россия занимает 4-ое место в мире среди стран лидеров, где больше всего родителей-одиночек. Как вырастить ребёнка в неполной семье? Увы, эта проблема сегодня очень актуальна. Как выбрать верную линию воспитания? Как минимизировать душевные травмы ребёнка? На что особенно следует обращать внимание? Как скажется отсутствие второго родителя на развитии ребенка? Эти вопросы задают себе почти все родители, воспитывающие детей в одиночку.

Публикация «Консультация для родителей „Особенности воспитания детей в неполной семье“» размещена в разделах

Воспитывать детей непросто, даже если в воспитательном процессе участвуют оба родителя, а также подключаются бабушки, тетушки и приходящие няни. Если же ребёнка воспитывает один родитель, то на него падает двойная нагрузка. Психологи утверждают, что достойного человека может вырастить и один родитель, но для этого нужно учесть массу важных деталей.

К особенностям воспитания детей в неполной семье относят:

1. Полоролевое воспитание

С раннего детства дети начинают осознавать свою половую принадлежность. Девочек учат носить платья, делать красивые прически, быть женственной. Мальчики должны быть сильные, выполнять мужские обязанности. Пример полового поведения дети берут, наблюдая за родителями. Но что делать, если родитель у ребенка всего один, и он при этом противоположного пола?

Естественно, ни один человек не сможет полноценно выполнять в семье сразу две роли: и отца, и матери. И как советуют психологи к этому стремиться и не надо, мама всегда должна быть мамой. Где же выход?

На самом деле недостающего члена семьи вполне может заменить родственник или друг семьи, с которым у ребенка сложились доверительные отношения, который желает общаться с ребенком: дедушка, дядя, старший брат, бабушка, тетя, старшая или двоюродная сестра. Но если у вас неполная семья, но при этом других родственников нет, надо попробовать найти среди своего окружения такого человека, которому будет интересен ваш ребенок, и который с удовольствием будет посвящать ему часть своего времени: лучший друг, подруга или коллега по работе. Если ваш ребенок будет проводить с этим человеком много времени, и по-настоящему подружится, то проблем с полоролевым воспитанием у него не возникнет.

2. Общение между родителем и ребенком

Немаловажную роль в правильном воспитании ребенка имеет удовлетворение его потребности в общении с матерью или отцом. Так в неполной семье материальный заработок зависит только от одного из её членов, следовательно, обеспечивая финансовую независимость, у родителя часто остается меньше времени на общение с ребенком. Также проявляется тенденция, когда мать или отец оставляет ребёнка на попечении бабушек и дедушек, тем самым лишая его своей заботы. В такой ситуации ребенок чувствует себя заброшенным, ему не хватает общения с единственным близким для него человеком, а его развитие начинает идти неправильно: появляются трудности с самооценкой, депрессии, замкнутость или демонстративное вызывающее поведение, которое как бы говорит родителю: «Ну, обрати же на меня внимание!».

Часто распространена и обратная ситуация, когда единственный родитель считает, что он обязан дать своему ребенку вдвое больше заботы, раз он оказался в положении «один за двоих» и буквально начинает душить чадо своей любовью, в результате дети часто инфантильны, не проявляют активности, самостоятельности, часто испытывают повышенную тревожность, что оставляет отпечаток на их нервной системе. Переизбыток заботы не менее вреден для развития ребенка, чем ее недостаток, поэтому переходить эти грани не стоит.

3. Социальное общение

В полной семье ребенок с самых первых дней жизни оказывается в маленьком социуме, в котором, помимо него самого, есть мать и отец. Это позволяет ребенку учиться общению между людьми, понимать различие во взглядах окружающих (особенно, когда принципы воспитания мамы и папы в чем-то расходятся, наблюдать за разной реакцией людей противоположного пола, за их взаимоотношениями, выстраивая тем самым определенную модель поведения в обществе. В неполной семье малыш не видит, как происходит его общение с другими людьми. Он не может наблюдать за семейными отношениями со стороны, и, соответственно, его модель поведения в обществе должна формироваться не на примере собственной семьи, а на каком-то другом. Поэтому главной задачей родителя-одиночки должна стать подготовка ребенка к социальному взаимодействию. Ищите вокруг примеры, на которых вы можете продемонстрировать ребенку различные положительные варианты взаимодействия одних людей с другими. Пусть ребенок наблюдает, как общаются бабушка с дедушкой, как искренне любят друг друга ваша подруга и ее муж. Отличным подспорьем в этом непростом деле могут стать книги и мультфильмы, герои которых создают правильную модель поведения - показывают, что такое настоящая дружба, привязанность, любовь, уважение. Все это поможет вашему ребенку вырасти полноценной личностью.

4. Эмоциональные потребности

Эмоциональная составляющая играет важную роль для правильного развития ребенка. Именно через эмоции он познает окружающий мир и учится с ним взаимодействовать. При этом получать полноценное эмоциональное общение ребенок вполне успешно может и в неполной семье. На самом деле ребенку не так уж много нужно для счастья: ему хочется чувствовать себя любимым, важным и значимым для своей семьи. Ему хочется, чтобы мама или папа им искренне гордились, интересовались его жизнью и всегда были готовы выслушать. Ребёнку необходимо чувствовать, что он может положиться на каждое слово и действие взрослого независимо от того, что это будет: обещание, угроза или откровенный разговор.

Поэтому не берите на себя непосильную ношу и не старайтесь жить так, как будто вы являетесь одновременно двумя людьми. Ребёнок способен отличить мать от отца, поэтому не прикидывайтесь тем, кем вы не являетесь. Он должен видеть своего родителя, пусть и единственного, счастливым, гармоничным и уверенным в себе. Ребенку больно видеть замученную, постоянно раздраженную и усталую мать, которая работает на трех работах, чтобы обеспечить его самой лучшей едой, одеждой и игрушками. Гораздо важнее и приятнее для сына или дочки, если мама каждый день будет гулять по парку, читать на ночь сказки и с удовольствием слушать, что произошло сегодня с её любимым ребенком.

Как преодолеть проблемы неполной семьи? Что можно сделать, чтобы предотвратить опасности или решить имеющиеся проблемы?

*Привлечь в жизнь ребенка человека противоположного пола, адекватного и авторитетного для него. Прививать ему правильные половые качества, отправляя в соответствующие его полу кружки и секции.

* Проводить время с ребенком и не для того, чтобы самому расслабиться. Он нуждается в вас, в вашей любви и заботе.

*Выяснять отношения с бывшим супругом без детей. Разводясь, помнить, что это событие и для вашего ребенка станет огромным стрессом. Поэтому не рвать отношения с бывшим, напротив, сохранить их, если они не вредят ребенку.

*Одинокому папе психологи советуют больше чувств проявлять к ребенку, восполняя его эмоциональные потребности, быть терпеливее и любить просто так, а не за что-то, как это бывает в природной мужской любви. Одинокой маме желательно быть по-мужски строгой, требовательной. Но, показывая себя главой семьи, оставаться мамой – любящей, нежной и заботливой.

*Не отказываться от помощи близких по уходу и воспитанию ребенка.

*Выделять побольше времени для общения, веселья и отдыха; увеличивать его, если это нужно. Интересоваться жизнью и учебой ребенка, его кругом общения, времяпровождением, обращать внимание на плохие привычки.

*Не делать плохих установок в адрес брака или противоположного пола; уточнить, что ваша ситуация исключительна.

*Не переусердствовать с любовью и заботой, пусть ребенок растет самостоятельным и ответственным.

*Не забывать, что если ребенок стал старше, ему всё равно необходимо ваше внимание. Когда появляются трудности, необходимо включить все свои силы, привлечь все авторитеты, помощь родных и близких, вплоть до консультаций с проверенным психологом.

Итак, если ребенок растет в неполной семье, то он должен быть уверенным в любви воспитывающего его взрослого человека. В противном случае он никогда не будет чувствовать уверенности в собственных силах, будет теряться при малейшем столкновении с жизненными трудностями, да и межличностные отношения ему будет тяжело выстраивать.

Чешский психолог З. Матейчек считает, что воспитание в неполной семье – это такое же обычное, нормальное воспитание, только оно осуществляется в более трудных условиях.

Публикации по теме:

Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация "Особенности воспитания детей в дошкольный период". Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть пятая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4–5 лет» Консультация для педагогов и родителей «Возрастные особенности слуха и голоса детей 4-5 лет» (часть четвертая) Уважаемые родители, уважаемые.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Консультация для родителей «Влияние стиля воспитания в семье на личностное развитие и поведение ребенка» Множество современных исследований подводит к установлению зависимости между родительским стилем воспитания и поведением ребенка. У авторитетных.

Консультация для родителей «Организация сна детей в семье» Сон, восстанавливая работоспособность организма, имеет большое значение для сохранения здоровья. Особенно важен нормальный сон для маленьких.

Консультация для родителей «Принципы воспитания детей» Каждый ребенок – это личность и нельзя его воспитывать и развивать “под общую гребенку”. Поэтому возникает вопрос – а бывает ли правильное.

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 4–7 лет с ЗПР» Возрастные особенности развития детей с ЗПР 4-5 лет[/b]Развитие моторики Целевые ориентиры нормотипичного развития к 5 годам Движения рук.

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет» Анатомо-физиологические особенностиВозраст 5—6 лет часто называют «периодом первого вытяжения», когда за год ребенок может вырасти на 7—10.

Консультация для родителей «Закаливание детей в семье» Родители нередко замечают, как их ребенок, посещая дошкольное учреждение, начинает болеть. Зачастую ребенок, пролеченный по поводу респираторной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполной семье»
Опубликовано: 22 января 2023 в 14:48
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Особенности воспитания детей в неполной семье»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Матюшина (УИ 274018) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД