МААМ-картинки

Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте»

Оксана Билько
Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте»

Консультация для родителей на тему : «Значение общения детей в дошкольном возрасте».

“Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он все. ”

М. Горький.

Публикация «Консультация для родителей „Значение общения детей в дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Жизнь ребенка с момента его появления на свет вплетается в сложную систему социальных связей. Это вхождение в мир людей, освоение предметного и социального содержания происходит постепенно, формируя особую сферу - сферу социального опыта, достаточно разнообразную по содержанию и по структуре. Под непосредственным воздействием близкого взрослого у ребенка возникает избирательное отношение к человеку - отношение предпочтения - по сравнению с отношением к другим воздействиям окружающей среды

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Как известно, потребность ребенка в общении со сверстниками возникает несколько позже, чем его потребность в общении со взрослыми. Но именно в дошкольный период она уже выражена очень ярко и, если она не находит своего удовлетворения, то это приводит к неизбежной задержке социального развития. А создает наиболее благоприятные условия правильного воспитания и развития, именно коллектив сверстников, в который ребенок попадает в детском саду.

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании людьми друг друга.

Структура общения :

1. Обмен информации – коммуникативная сторона общения.

2. Взаимодействие и взаимовлияние – интерактивная сторона общения.

3. Восприятие и понимание людьми друг другом – перцептивная сторона общения.

Функции общения :

1. Информационно-коммуникативная функция.

2. Регуляционно -коммуникативная функция.

3. Аффективно -коммуникативная функция.

4. Общение является основанием, необходимым условием нормальной жизнедеятельности и формирования личности.

В процессе общения удовлетворяются все основные социальные потребности человека:

в социальных связях с другими людьми (принадлежность к какой-либо группе);

потребность в привязанностях;

в значимости или самоутверждении;

в социальных ориентирах и объекте подражания;

в самосознании, в самооценке.

Общения дошкольников со сверстниками отличается от общения со взрослыми. Контакты со сверстниками более ярко эмоционально насыщены, сопровождаются резкими интонациями, криками, кривляниями, смехом. В контактах с другими детьми отсутствуют жесткие нормы и правила, которые следует соблюдать, общаясь со взрослым. Разговаривая со старшими, ребенок использует общепринятые высказывания и способы поведения. В общении со сверстниками дети более раскованны, говорят неожиданные слова, передразнивают друг друга, проявляя творчество и фантазию. В контактах с товарищами преобладают инициативные высказывания над ответными. Ребенку значительно важнее высказаться самому, чем выслушать другого. А в итоге беседа с ровесником часто не получается, потому что каждый говорит о своем, не слушая и перебивая друг друга. В то же время инициативу и предложения взрослого дошкольник чаще поддерживает, старается ответить на его вопросы, выполнить задание, внимательно выслушать. Общение со сверстниками богаче по назначению и функциям. Действия ребенка, направленные на сверстника, более разнообразны. От взрослого он ждет оценки своих действий или информации. Взрослый же выступает арбитром разрешения возникших между детьми спорных моментов. Общаясь с товарищами, дошкольник управляет действиями партнера, контролирует их, делая замечания, учит, показывая или навязывая собственный образец поведения, деятельности и сравнивая других детей с собой. В среде ровесников малыш демонстрирует свои способности и умения.

К 2 годам складывается первая форма общения со сверстниками -эмоционально-практическая. Содержание ее состоит в том, что ребенок ждет от сверстника соучастия в своих шалостях, забавах и стремится к самовыражению. Именно в процессе и заключается для малыша цель деятельности, а результат ее не важен. Общение с товарищами сводится к отдельным эпизодам. А для установления контактов широко используют все действия, которыми овладели в общении со взрослыми - жесты, позы, мимику. Эмоции ребят очень глубоки и интенсивны.

К 4 годам все большее место в общении занимает речь. В возрасте с 4 до 6 лет у дошкольников наблюдается ситуативно -деловая форма общения с ровесниками. Это изменение связано с тем, что бурно развиваются сюжетно -ролевая игра и другие виды деятельности, приобретая коллективный характер. Дошкольники пытаются наладить деловое сотрудничество, согласовать свои действия для достижения цели, что и составляет главное содержание потребности в общении. У детей ярко проявляется склонность к конкуренции, соревновательность, непримиримость в оценке товарищей. Стремление действовать совместно настолько сильно выражено, что дети идут на компромисс, уступая друг другу игрушку, наиболее привлекательную роль в игре и т. д.

К 5 годам дети постоянно спрашивают об успехах товарищей, требуют признания собственных достижений, замечают неудачи других детей и пытаются скрыть свои промахи. Дошкольник требуют внимания к себе. Ребенок не выделяет интересов, желаний товарища, не понимает мотивов его поведения. И в то же время проявляет пристальный интерес ко всему, что делает сверстник.

В жизни детей 6-7 лет - игра все еще занимает значительное место. Однако положение старших в детском саду, ожидание скорого перехода в школу и систематические учебные занятия, где детей оценивает педагог, существенно перестраивают их интересы. Игра становится серьезнее: старшие дошкольники воссоздают в ней обстоятельства жизни людей более реалистично. У детей 6-7 лет выделяем деловые, познавательные и личностные мотивы. Но в этом возрасте деловые мотивы общения создаются не столько в игре, сколько на фоне серьезных жизненных проблем, причем не только практических, но и познавательных, что делает мотив и деловым, и познавательным одновременно. Познавательный мотив общения - это уже поиск коллективного решения задачи, отношение ко всем участникам как к равным. Высказывания адресуются не к «Ты», а к «Мы».

Число личностных контактов, выделенных в самостоятельные эпизоды, у старших дошкольников увеличивается. Ребенок доверяет сверстнику свои состояния, желания, намерения, вкусы, секреты. Он оценивает поступок ровесника, сравнивает его с другими детьми, обсуждает происшедшие события, выражает сопереживание. Самые интимные личностные контакты скрываются от взрослого. Когда по условиям игры один ребенок выражает ровеснику свое доброе расположение, обнаруживается разнообразие его позиций по отношению к партнерам. Иногда это развернутое признание достоинств.

Усиление позиции расположения к ровеснику связано с растущим интересом к его личности; его своеобразному вкладу во взаимодействия, проявлению им оригинального типа поведения, отношения к ситуации. Чувствительность к ответственному поведению ровесника на инициативу партнера возрастает.

Ребенок оказывается способен даже изменить свое неприязненное отношение к ровеснику, оценив достоинство его ответной позиции. Успехи ровесника могут вызвать восхищение у ребенка.

Таким образом, развитие у детей мотивов общения со сверстниками имеет важные последствия. Так, обладая более высокоразвитыми мотивами общения, ребенок адресуется к личностным качествам ровесника, т. е. устойчивым, внутренним образованиям - потребностям, склонностям, суждениям и мнениям.

В итоге образ сверстника и самого себя становится все более полным, дифференцированным, осознанным. На основе этого ребенок может успешнее строить свои взаимоотношения с окружающими людьми, стать полноправным членом коллектива своих товарищей, способствующим достижению их общих целей, а также обеспечивать благоприятные условия для достижения своих индивидуальных целей.

Публикации по теме:

Консультация из опыта работы «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте»Консультация из опыта работы «Театрализованная деятельность в младшем дошкольном возрасте» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №49» Конкурсная работа Из опыта.

Консультация для родителей первой младшей группы на тему «Нетрадиционные техники рисования в младшем дошкольном возрасте» Цель: познакомить с видами нетрадиционного рисования в младшем дошкольном возрасте: дать характеристику и описать способы получения изображения,.

Консультация для родителей и воспитателей «Агрессивное поведение в дошкольном возрасте» Содержание: 1. Теоретическая часть Природа и структура агрессии 2. Практическая часть Игры и упражнения Ролевая гимнастика Этюды и игры.

Консультация для родителей «Творчество в детском возрасте» Одна из наиболее важных задач в воспитании ребенка- это развитие его творческих способностей, способствующих формированию творческой личности.

Консультация для родителей «Значение закаливания для детей и родителей» Консультация для родителей: «Значение закаливания для детей и родителей». Закаливание - это систематическое использование естественных факторов.

Консультация «Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте» Особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте. «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем.

Познавательное развитие в дошкольном возрасте. Памятка для родителей Познавательное развитие в дошкольном возрасте, а именно мир природы и мир человека, предполагает развитие интересов ребёнка, любознательности.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание в дошкольном возрасте» для родителей воспитанников младшевозрастной группы Предварительная работа: Домашнее задание родителям: фабричные и самодельные развивающие сенсорные игры. Объявление: УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ.

Значение мелкой моторики в дошкольном возрасте Значение мелкой моторики в дошкольном возрасте Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки,.

Значение сказки в дошкольном возрасте Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Значение общения детей в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 23 октября 2017 в 21:24
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД