Ольга Филина
Консультация для родителей «Нас никто не учил играть, мы сами играли»
«Нас никто не учил играть, мы сами играли!». Причем тут посудомоечная машина, стиральная машина и моющий пылесос? Давайте разбираться! Нейро развитие детей зависит от комфорта!
Да, на консультациях часто приходиться слышать от родителей, что их никто не учил играть, сами играли и при этом развивались нормально. А ведь это правда! Сегодняшние родители варили суп из песка с листьями, строили шалаши, много времени проводили во дворе, лазили через заборы в соседские сады за яблоками, и, много еще всего интересного происходило в их жизни!
Публикация «Консультация для родителей „Нас никто не учил играть, мы сами играли“» размещена в разделах
Анализируя самостоятельность детей сегодняшних становиться очевидным, что без родительского контроля, направления ребенок не может реализовать элементарные действия в повседневной жизни: убрать и помыть за собой тарелку, повесить свою одежду аккуратно, самостоятельно расставить по полкам и разложить по коробкам свои игрушки, а в дальнейшем не сможет без контроля взрослых выучить уроки. А еще очень хороши различные гаджеты, помогающие ребенку развиваться, по мнению родителей, но почему-то когда убираем у ребенка гаджет – получаем истерику, протест, асоциальные поступки.
Попробуем разораться в этом с точки зрения нейропсихологии. Почему так происходит? Может дело в том, что сегодняшние дети – другое поколение?
Да, действительно, Вы играли, но, важно вспомнить не только игру, но и то, что Вам удавалось наблюдать. Мама готовила обед, выметала полы и затем мыла их руками, стирала руками, мыла посуду, перебирала крупу, пропалывала грядки, чистила овощи, и многое другое у Вас была возможность наблюдать. Развитие умения наблюдать – это важный момент в развитии внимания ребёнка, ознакомления с трудом взрослых, укладом быта, знакомства с окружающим миром.
А что видит ребёнок сегодня? Придя из детского сада, он не помогает маме помыть обувь, приготовить ужин, не переодевается самостоятельно. Вместо этого его быстро переодели и попросили не мешать, а посмотреть мультики, поиграть в телефоне, недолго, пока мама сделает все необходимые дела. Стиральная машина сама постирает белье, а посуда тоже будет помыта без маминого участия. Различные овощерезки, мультиварки, кухонные комбайны практически без маминого вмешательства приготовят еду. И ведь такая «картина» – ежедневно! Вот это и лишает ребенка вхождения в мир взрослых, в мир понятных и осмысленных действий!
Ребенок – это исследователь, ему необходимо «пробовать» мир вокруг себя, чтобы научиться в нем правильно жить. Именно наблюдение за взрослыми, совместная деятельность позволяет ребенку присоединиться к миру взрослых, повторять действия мамы и папы в игре с куклами, мишками, машинками.
Конечно, это удобно и очень помогает взрослым при сегодняшнем темпе жизни! Но, в этой повседневной суете упускается важный нейропсихологический момент.
Мышление ребёнка до 3, а теперь все чаще до 4 лет – наглядно-действенное. А это значит, что в этом возрасте дети мало могут придумать что-то, а больше повторяют за взрослыми, воспроизводят увиденное (от действий в биту до стиля общения и манеры поведения). В этом возрасте мозг как губка – впитывает все, что видит, но не может абстрактно фантазировать, не готов его мозг к таким сложным операциям мышления. Поэтому, не стоит говорить ребенку: «Возьми игрушки и поиграй», он не сможет играть самостоятельно, если его этому не научили.
Вот тут и наступает ключевой момент в развитии мышления ребенка. Если ребёнок видит родителей сидящими с телефоном в руках чаще, чем за выполнением бытовых дел, «ручного» труда, творческого труда понятного для ребенка, доступного для воспроизведения в своих детских играх – то ребенку просто неоткуда взять этот поистине бесценный опыт. У ребенка нет объекта для наблюдения, подражания и повторения осмысленных процессов, как бытовых, так и творческих.
Казалось бы, все у сегодняшних детей есть: развивашки, конструкторы, музыкальные инструменты и т. д., новые игрушки уже ставить некуда, а ребенок не играет всем этим. И это вполне объяснимо – он не знает, как с этим всем взаимодействовать, играть, творить. Ему не хватает деятельности взрослых, родителей, за которой он мог бы наблюдать или даже принимать в ней участие, а затем осознанно имитировать ее в своей собственной деятельности, осмысленном труде и творчестве.
Что же делать? Не отказываться же от сегодняшних благ человеческой цивилизации? Конечно, нет! Но, в силах каждого родителя привнести в жизнь ребёнка видимую деятельность взрослых! Готовить вместе обеды и ужины, руками постирать носочки и повесить постиранное в машинке белье, помыть посуду, полы, полить цветы на клумбе… и все это обсуждать с ребенком, рассказывать о своих действиях, предметах с которыми происходит взаимодействие.
Дайте ребенку настоящий инвентарь для уборки, пусть вытирает пыль тряпочкой, поливает цветы из лейки, вешает белье с помощью разноцветных прищепок, перемешивает ложкой салат, лепит пирожки из теста. Почините вместе с ребенком книгу, постройте из надоевшего конструктора стаканчик для карандашей, а пришивая красивые пуговицы на любимую футболку можно скрыть пятнышки. Важно все делать вместе и объяснять, зачем вы это делаете!
Так ребенок учиться видеть действия, их «правильность», цель, к которой эти действия приводят, результат труда.
Ключевым моментов такой совместной деятельности будет являться гармоничное нейропсихологическое развитие мышления вашего ребенка. Таким образом, Вы дадите ребенку «пищу» для подражания, а значит, помогаете развиваться его мышлению, в данном возрасте наглядно-действенному, самостоятельной игре.
В свою очередь, развивающееся мышление будет «тянуть» за собой развитие речи ребенка, навыка коммуникации, освоения социальных норм и правил, а значит – с ним будет интересно общаться и всегда будет «душой компании», интересным человеком с большими перспективами на самореализацию в своей уже взрослой жизни! Любите своих детей, помогайте им развиваться, а не делайте вместо них и тогда Вы однажды услышите: «Спасибо, что научили меня быть самостоятельным и сильным!».