Снежана Мешкова
Консультация для родителей «Оздоровительная функция музыки»
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная функция музыки
Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствование его жизнедеятельности.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние 10 лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, имеющих отклонение в развитии, в 2,6 раза.
Публикация «Консультация для родителей „Оздоровительная функция музыки“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушение в поведении детей наблюдаются у детей уже в дошкольном возрасте.
Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.
Музыкотерапия широко применялась в Древней Греции, Древнем Китае и Древней Индии. В трудах древних философов музыка описывалась как источник успокаивающих, умиротворяющих эмоциональных состояний. Она освобождает человека от травмирующих психику человека переживаний, воздействует на его духовную сущность.
Развитие науки привело к постепенному накоплению фактов, подтверждающих убеждения древних в том, что музыка – это мощный источник энергий, распространяющих свое влияние на физическую, духовную и интеллектуальную сферы человека.
Механизм влияния музыки на человека сводится к следующему. Музыкальный звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет их активность. Звук влияет на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность.
Влияние музыки на психику объясняется целым рядом факторов. Один из них – музыкальное искусство с самого начала служило средством общения, было инструментом диалога между индивидуумом и социумом.
Эффективность музыкального воздействия обусловлена не только эмоциональным воздействием ее на человека, но и биорезонансной сочетаемостью отдельных звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма. Так, мелодичная музыка при ее прослушивании создает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой дает тонизирующий эффект, в том числе при нарушении мозгового кровообращения и восстановительной сосудистой терапии. При прослушивании рок-музыки преобладают активно агрессивные компоненты, а при прослушивании классической музыки – чувство психологического благополучия.
Музыка влияет на сенсорные и когнитивные процессы: память, внимание и восприятие. Направление, изучающее влияние музыки на детей с проблемами в развитии, представлено работами С. М. Миловской, И. В. Евтушенко, Е. З. Яхниной и др. интерес к оздоровительным функциям музыки продолжает расти.
Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка.
Оздоровительная функция музыки проявляется во всех видах музыкальной деятельности детей : восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах.
При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить.
Танец, мимика и жест – один из способов выражения чувств и переживаний. На этой основе построена коррекционная ритмика. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы.
Все это позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки, как очень важную в работе с дошкольникам. Она позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.
В работе с проблемными детьми также отмечается значительный эффект от использования музыки : улучшается концентрация внимания и его продолжительность, снижается импульсивность; музыка оказывает успокаивающее воздействие на большинство гиперактивных детей; улучшается речевая и сенсомоторная функции организма; улучшается ориентировка в пространственно временных отношениях; развиваются познавательные интересы ребенка.