Ирина Синицына
Консультация для родителей «Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В наш век интенсивной компьютеризации мы, родители, мало времени уделяем общению со своими детьми, развитию разговорной, монологической стороны речи.
Многие считают, что занятия в детском саду, уроки в школе – этого достаточно для речевого развития ребенка. Но практика показывает что, нашим детям необходима помощь.
Публикация «Консультация для родителей „Пересказ как одна из форм развития речи у детей старшего возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Пересказ, учим пересказу. Консультации
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Старшая группа
- Темочки
В детском саду на занятиях по развитию речи и в повседневной жизни воспитатели занимаются обучением детей пересказу. В семье этому нужно уделить особое внимание, так как умение пересказывать в дальнейшем пригодится детям для успешного обучения в школе. Ребенок сможет свободно пересказать домашнее задание, логически последовательно подготовить урок по устным предметам, а если школьник будет свободно излагать свои мысли, то в дальнейшем у него будет совершенствоваться не только устная речь, но и письменная.
Зачем нужно учить детей пересказу?
В процессе того, когда ребенок пересказывает текст, сказку или короткий рассказ, развивается речь, а именно:
• Обогащается и расширяется словарь;
• Формируются навыки словоупотребления;
• Усиливается языковое чутье;
• Внимание и интерес к образному слову.
Развиваются все психические процессы:
• Внимание (умение внимать);
• Память (запоминание текста);
• Мышление (логика изложения).
Возрастает роль произвольно-волевых процессов:
• Усидчивость, умение дослушать до конца сказку, текст, короткий рассказ.
Для пересказа лучше подбирать произведения небольшие, с сюжетом, диалогом героев. Произведения описательного характера лучше не брать, так как ребенку будет сложно запомнить данный текст.
Если вы с ребенком прочитали, какую-то интересную сказку или рассказ, но произведение длинное, можно пересказать небольшой эпизод или диалог, который больше всего понравился.
В программе детского сада указаны следующие задачи обучения пересказу в старшей группе :
- учить детей связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи вопросов воспитателя;
- передавать диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц;
- излагать содержание близко к тексту, используя авторские слова и выражения.
Поэтому, обучая детей пересказу на занятиях по связной речи и решая программные задачи, мы просим вас закреплять умение детей пересказывать короткие рассказы и сказки дома.
Как вы считаете надо ребенка нацеливать на запоминание перед первым чтением?
Конечно же, нельзя, так как ребенок постоянно будет думать о том, что нужно запомнить и ничего не запомнит.
После чтения текста обязательно побеседуйте о прочитанном.
Задайте вопросы, они должны быть последовательными по развитию сюжета и такими, чтобы ребенок, отвечая на них, использовал фразы из текста.
После беседы надо еще раз прочитать текст и настроить ребенка на пересказ.
При чтении текста не спешить, интонационно выразительно передавать характер героев, их поведение.
Прочитав сказку или короткий рассказ, нужно предложить ребенку пересказать текст.
Если ребенок начал рассказывать и замолчал, не спешите ему подсказывать дайте подумать.
Если ребенку трудно вспомнить, можно задать наводящий вопрос.
Старайтесь, чтобы ребенок рассказал самостоятельно.
Давайте приобщать наших детей к подлинно-художественной речи, научим их запоминать образные слова, поможем овладеть родным языком.