Екатерина Кайзель
Консультация для родителей «Период кусания у маленьких детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Дети в возрасте 2-3 лет проходят «кусачий» период, либо сами кусают других деток в садике, либо становятся жертвами другого «кусаки». Почему дети кусаются? Как должны родители и воспитатели относиться к этой проблеме?
Ребенок в возрасте 2-3 лет, посещающий детский сад, хоть раз возвращался домой со следами чьих-нибудь зубов. Родители в таких ситуациях негодуют. Маленькие дети кусаются и это факт. Иногда укусы выглядят, как часы на детской ручонке или спине. Чаще всего кусаются дети, которые еще не умеют разговаривать, тем самым выражая так свои эмоции. Чаще всего это отрицательные эмоции.
Публикация «Консультация для родителей „Период кусания у маленьких детей“» размещена в разделах
Если ребенок уже говорит и может назвать имя обидчика, на этом «следствие»
завершается. Родитель идете в садик и грозно требуете непременно наказать обидчика. Несмотря на то, что речь идет об очень распространенном явлении. Вопрос в том, как должны реагировать родители в таком случае? Нормально развивающиеся дети почти всегда кусаются на каком-либо этапе своего развития. Впервые это может проявиться в полгода, но пик приходится на возраст 2-3 лет. В этом возрасте, который считается «бунтарским», ребенок старается выделить себя среди прочих людей, проявить свою индивидуальность. В этих целях ребенок порой проявляет агрессию, в том числе и укусы. Когда родители бурно реагируют, ребенка это только радует, ибо в эти минуты он чувствует себя индивидуумом, способным вызвать сильные эмоции.
Причины поведения
Тому, что дети «пробуют на зуб» не только игрушки, но и других людей,
существует несколько причин. Первая - желание приблизиться к окружающим и вступить с ними контакт. В раннем возрасте рот является одним из главных органов, помогающих ребенку в исследовании мира. Тем более если ребенок не говорит и не может выразить свои эмоции по другому.
Вторая причина связана с сильными отрицательными эмоциями – ребенок
кусает, когда он очень зол и раздражен. В детском саду нередко встречаются
маленькие дети, которые не в состоянии совладать с вспышками гнева, например, если у них отбирают игрушку. Малыш еще не умеет выразить отрицательные эмоции словами.
Ребенок понимает, что его обидели. Ответить не может, и часто выражает таким образом свои эмоции.
Кроме того, дети, которые кусают окружающих, могут страдать от сложной
психологической ситуации дома. Рождение младшего ребенка, уехавший на воинские сборы или в командировку отец, ссоры между родителями. Иногда бывает и так, что ребенок чувствует в садике большой дискомфорт, тогда он будет кусать других детей или воспитателей, чтобы выразить свое отношение к самому садику. Часто это бывает в период адаптации. Дети до 3 лет не понимают, почему мама, которая всегда была рядом, вдруг привела к чужим людям, детям и бросила.
Очень активные дети могут просто скучать в тесном пространстве комнаты -
достаточно вывести их на двор, чтобы они стали гораздо менее агрессивными.
Когда же родителям следует обращаться к психологу по поводу кусающегося
ребенка? В большинстве случаев спешить не стоит. Такое поведение проходит с возрастом, и зачастую не требует никакого профессионального вмешательства. Если малыш иногда кусается, но обычно он весел, играет, рисует и смеется, причин для волнения нет.
Но если ребенок большую часть времени беспокоен, не может сосредоточиться, часто плачет, постоянно агрессивен без причины и очень часто кусается – имеет смысл обратиться к психологу.
В заключение нужно сказать, что некоторые малыши не кусаются никогда. Они
находят иные пути проявить внутреннее напряжение. Те же, кто кусается много и часто, сами порой страдают от собственного поведения, потому что окружающие обычно реагируют на это очень резко.
Чтобы зубки не кусались
Основная задача – пресечь подобное поведение прежде, чем оно перерастет в
привычку.
Отреагируйте в тот самый момент, когда ребенок кого-либо укусил.
Если он еще не умеет говорить, озвучьте это поведение, чтобы он запомнил
название: «Ты кусаешься!». Затем скажите: «Нельзя кусать людей!». Твердо
выразите свое неодобрение и переключитесь на другую тему.
Утешьте пострадавшего и выразите ему свое сочувствие. Дети
должны знать, что когда они кусаются, то причиняют другим людям боль. В
присутствии ребенка направьте все внимание на пострадавшего: «Я очень
сожалею! Тебе, наверное, больно? Что я могу сделать, чтобы помочь тебе?».
Таким образом, вы подадите своему ребенку пример выражения сочувствия.
Если возможно, сделайте так, чтобы ребенок загладил свою вину.
Обязательно попросите прощения у родителей ребенка на месте или позвоните им позже.
Дети часто кусаются потому, что им не хватает слов, чтобы выразить свои потребности.
Необходимо определить, в каком случае ребенку не хватает слов, и научите правильно реагировать на ситуацию, чтобы у него не возникало желания укусить. Научите его договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою правоту словами. Если у вашего ребенка возникают проблемы при выражении чувств или желаний, научите его говорить: «Я расстроен» или «Я хочу играть». Не забудьте сообщить ему, что вам нравится, когда он ведет себя сдержанно.
Старайтесь предугадать намерение ребенка укусить. Если у вашего
ребенка появилась привычка кусаться, внимательно наблюдайте за его
поведением. Вы сможете немедленно вмешаться и не допустить подобных
действий. Ребенка, который еще не разговаривает, отвлеките от ситуации или
предложите альтернативу: «Ты хочешь поиграть с кубиками?».
Таким образом, можно вмешиваться столько раз, пока это поведение не
прекратиться. Итак, сначала наблюдайте, а затем немедленно действуйте.
Я знаю, как тебе помочь, малыш!
Вы в состоянии помочь маленькому кусаке и в первую очередь тем, что
покажете пример контроля над собственными эмоциями, далеко не всегда
радостными. Это очень трудно. Так же как трудно в одно и тоже время дарить
ребенку уверенность в своей любви и не допускать безнаказанности его
проступков. Важно, чтобы ребенок понял, что быть взрослым интересно, что это значит быть рассудительным, добрым, понимающим.
Когда человечку два или три года, он напуган собственным
несовершенством по сравнению со всемогущими взрослыми. Он сможет взять на руки этого отверженного, и скажет: «Я знаю, как тебе помочь, малыш!».
Рекомендации
Никогда не смейтесь, если кто-то кусается или укушен.
Не кусайте своего ребенка в шутку. Он не поймет разницы между
вашими нежными укусами и своими.
Учите своего ребенка другим способом получить то, что он хочет,
например, вежливо попросить словами ли рукой.
Учите ребенка, как надо делиться. Например, делитесь с ним
печеньем. Хвалите, если ребенок делиться с кем-то.
Учите ребенка играть с игрушкой по очереди с другими детьми или
вместе. Хвалите, если он это делает на ваших глазах.
Приучайте его к ласковым действиям и во время игры. Например,
покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите,
если ребенок играет мирно.
Не оставляйте без внимания, если ребенок бьет игрушки, колотит
машинки, швыряет кукол, без устали объясняйте, что игрушечке больно, ее надо пожалеть.
Проговорите с ребенком несколько простых фраз, выражающих его
недовольство, например: «Нет», «Не хочу», «Я сержусь!». Попробуйте научить его говорить эти фразы, когда необходимо.
Организовывайте и поощряйте игры с песком, водой, глиной, т. к. эти
материалы успокаивают, способствуют снижению агрессии.
Обязательно дайте ребенку возможность как можно больше рисовать
карандашами, фломастерами, мелками и, особенно, красками.
В распоряжении ребенка должно быть достаточно строительных
материалов – кубиков или крупного конструктора.
Дома ребенку как можно чаще давайте «грызть» твердую пищу:
морковку, капусту, яблоко, огурец, сухари, баранки и т. п.
У ребенка должно быть место, где он может ползать, валяться,
кувыркаться.
Никогда не решайте свои проблемы при детях с помощью крика и
кулаков!
Если ребенок недавно пришел в детский сад, не требуйте от него
скорейшего приучения к туалету, дайте ему некоторое время (примерно недели три, чтобы освоиться в группе.
Избегайте ситуаций, когда ребенок может оказаться в тесной кучке
других детей, постарайтесь обеспечить ему свободное пространство.
Всегда соблюдайте режим дня, четко чередуя активную деятельность
с отдыхом и приёмами пищи в определённое время.
Кусание – это атавизм, врожденная реакция, свойственная всем детям.
Поэтому родителям и воспитателям потребуется время, внимание и огромное
терпение, чтобы ребенок изжил то, что заложено в него природой.