Получи документы

Консультация для родителей «Почему сначала звуки, а потом буквы»

Елена Ширяева
Консультация для родителей «Почему сначала звуки, а потом буквы»
▼ Скачать + Заказать документы

«Почему сначала звуки, а потом буквы

Консультация для родителей.

Почему на пути к письменности не надо спешить с введением букв – этих кирпичиков письма, а следует, как можно более тщательно проработать добуквенный, звуковой этап обучения грамоте?

Публикация «Консультация для родителей „Почему сначала звуки, а потом буквы“» размещена в разделах

Дело в том, что существует тайна отношений звуков и букв, открыть которую предстоит каждому исходно безграмотному ребенку. В чем же состоит значение этой тайны? Эта тайна, а точнее – лингвистический закон буквенного обозначения звуков в русской письменности заключается в следующем: на мягкость или твердость согласного звука указывает следующая за ним гласная. Для того, чтобы прочесть «озвучить» согласную, мы забегаем глазами вперед и смотрим на следующую за ней гласную. Когда человек читает русское слово, его глаза непрерывно совершают челночные движения – забегая вперед к гласной и возвращаясь назад к согласной, произношение которой зависит от последующей гласной. Чтение слога, состоящего из гласной и согласной, представлено по следующей схеме:

Видим - МА (произносим твердо, видим – МЯ (произносим мягко).

Гласные буквы «А» и «Я» обозначают один и тот же гласный звук «А», но выполняют еще одну работу: Буква «А» указывает, что предшествующий согласный надо произносить твердо, а буква «Я» сигнализирует о мягкости предшествующего согласного звука. Точно так же «работают» пары гласных букв «У – Ю», «О –Е», «Э –Е», «Ы – И».

Вот эта тайна слияния согласной и гласной, тайна упреждающего, забегающего вперед чтения, секрет ориентации на последующую гласную букву и должен открыться ребенку для того, чтобы он начал читать – «озвучивать» буквенные значки. Открыть эту тайну, овладеть секретом русской письменности ребенку тем легче, чем свободнее он умеет манипулировать звуками родной речи.

Открытие, «тайны слияния» каждый ребенок делает самостоятельно: в один прекрасный момент его глаза и органы речи находят, улавливают, правильную координацию. Этот «прекрасный момент» всегда и для всех детей содержит интуитивный скачок, догадку, озарение, которое, как всякое интуитивное действие не поддается полной алгоритмизации, прямому рациональному обучению. В силах и обязанностях взрослого подготовить все необходимое, облегчающее интуитивное схватывание способа чтения.

Если же в детском сознании существует пропасть между начертанными буквами и произносимыми звуками, то ребенок не сможет самостоятельно ее преодолеть, способ чтения будет долго ускользать от его неумелых губ и глаз.

Существует несколько методов обучения детей чтению. Мы выбрали (на наш взгляд, доступный практически всем нормальным детям путь в письменность – путь от звука к букве, к слиянию букв в слоги, а слогов в слова. Разная скорость обучения по предлагаемой системе связана, прежде всего, с добуквенным периодом обучения. Для некоторых детей звуковые игры оказываются легкими и естественными, как дыхание. А у некоторых звуковое чутье притуплено, а фонетический слух не сформировался сам собой.

Надежность этого метода обучения детей чтению, который разработал замечательный детский психолог Д. Б. Эльконин, проявляется в момент первой попытки чтения. Сотни и сотни детей, обучавшихся поэтому методу, сначала чистосердечно признавались: «Я еще не умею читать», и тут же, не переставляя удивляться, складывали свои первые слоги. Исключений не было.

Ведя ребенка от звуков к их буквенному обозначению, взрослый выбирает для ребенка наиболее легкий, естественный путь введения в письменность.

Литература: Е. А, Бугрименко, Г. А. Цукерман «Учимся читать и писать» М. «Знание». 2014г. (Серия «Готовимся к школе»)

Публикации по теме:

«Буквы Б, б. Звуки [б ] [б’]» Орг момент. Встаньте ровно! Подарите свои улыбки друг другу и мне. Садитесь. Руки? На месте. Ноги? На месте. Спина? Прямая! Мотивация..

Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (старший возраст)Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (старший возраст) Цель: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации.

Дидактическая игра по развитию речи «Что сначала? Что потом?»Дидактическая игра по развитию речи «Что сначала? Что потом?» Цель данной игры заключается в следующем: 1) Научиться связно выражать мысль; 2) Уметь определять причину и следствие в предложенном перечне.

Дидактическая развивающая игра «Что сначала, а что потом.»Дидактическая развивающая игра «Что сначала, а что потом.» Много лет у нас на группе была хорошая книга-пособие для развивающей игры с детьми " Что сначала, а что потом. " Но, за давностью лет, она.

Игра для детей раннего дошкольного возраста «Что сначала, что потом?»Игра для детей раннего дошкольного возраста «Что сначала, что потом?» Предлагаю вашему вниманию игру для малышей «Что сначала, что потом?» Очень важный момент при развитии детей раннего возраста, научиться.

Развивающие пособия «Найди цветку пару» и «Что сначала, что потом?» своими рукамиРазвивающие пособия «Найди цветку пару» и «Что сначала, что потом?» своими руками Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Консультация для родителей «Изучаем буквы»Консультация для родителей «Изучаем буквы» Уважаемые родители! Вы часто задаете вопрос: «Как нам быстро и легко запомнить буквы?». Об этом наша консультация. Начиная изучать буквы,.

Развивающая дидактическая игра «Что сначала, что потом?»Развивающая дидактическая игра «Что сначала, что потом?» Развивающая дидактическая игра «Что сначала, что потом?». В процессе игры ребенок учится связно выражать свои мысли, составлять длинные.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Игра по закреплению знаний об основных стадиях роста овощей «Что сначала, что потом»Игра по закреплению знаний об основных стадиях роста овощей «Что сначала, что потом» Экологическая игра «Что сначала, что потом» Коллеги,предлагаю вашему вниманию дидактический материал, полезный для экологической игры старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Почему сначала звуки, а потом буквы»
Опубликовано: 23 марта 2023 в 22:03
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Почему сначала звуки, а потом буквы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ширяева (УИ 671460) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД