Ксения Недобежкина
Консультация для родителей «Почему важно учить ребенка играть в шахматы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Почему важно учить ребенка играть в шахматы»
Основное содержание психического развития дошкольника составляет формирование внутренних действий. Но внутренние действия не появляются сами собой, а возникают в результате перехода "внутрь" внешних, практических действий. Вы замечали, как играют дети в 5 лет? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры «внутрь» – важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы – одно из средств, способствующих такому переходу.
Публикация «Консультация для родителей „Почему важно учить ребенка играть в шахматы“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Шахматы. Консультации
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль шахмат в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме.
В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь – это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти.»
Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 3–8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что X.Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7. Не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Гораздо важнее другое – существенный вклад шахмат в формирование всесторонне развитой личности. Не случайно охотно проводили досуг за шахматной доской А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, И. Тургенев, Ю. Гагарин и многие другие.
Шахматы - это настольная логическая игра. А, как известно, именно во время игры, которая является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста, формируются произвольные формы поведения, происходит развитие высших психических функций - внимания, восприятия, памяти, мышления, закладываются черты характера будущей личности. Процесс обучения игры в шахматы способствует развитию у детей:
Способности формулировать суждения и делать умозаключения.
Способности ориентироваться на плоскости.
Умение предвидеть последствия, к которым может привести определенное действие.
Способности запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результат своей деятельности.
Пространственного мышления, воображения.
Самооценки и саморегуляции.
Волевых качеств.
Игра в шахматы учит детей действовать обдуманно, ведь в шахматах есть правило : коснулся фигуры - должен и ходить. Размышляя над следующим ходом, дети учатся прогнозировать будущее. Играя в шахматы, дети, к тому же, учатся не падать духом, находить выход из любой ситуации, отыскивать различные способы решения сложных задач. Игру в шахматы можно рассматривать как важный элемент подготовки детей к школе. Ведь дети, которые умеют играть в шахматы, легче и быстрее усваивают школьные дисциплины, прежде всего математического цикла.
Игра в шахматы способствует активизации процессов познания и самопознания. Активное взаимодействие детей во время игры вызывает у каждого из них потребность адекватно воспринимать себя самого и своих сверстников, а это, в свою очередь, стимулирует развитие самооценки, саморегуляции и самоконтроля. Саморегуляция и самоконтроль являются психическими механизмами, которые способствуют формированию компетентной личности, уверенной в своих силах, способностях и возможностях.
По словам Василия Сухомлинского, уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики и мечтатели. Шахматы одинаково необходимы и тем, и другим. Теоретикам они помогут усовершенствовать их логический аппарат, а мечтателям позволят сбалансировать способности, необходимые для обучения в школе. Поэтому начинать обучение мудрой игры следует как можно раньше, но на доступном для детей уровне.