Альбина Тимирбаева
Консультация для родителей «Характерные особенности развития речи детей 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст 6-7 лет является очень важным в жизни ребенка. Это именно тот период, когда он меняет свой статус, переходя из дошкольного периода в статус школьника. Игровая деятельность заменяется учебным процессом, что требует от вчерашнего дошкольника определенных навыков.
Речь является главным инструментом общения, познания, без нее невозможна коммуникация с другими сверстниками и учителем, успешная социализация ребёнка в новом коллективе. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться с одноклассниками. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения в коллективе и нередко накладывает отпечаток на характер, т. к. дети начинают осознавать дефекты своей речи, могут болезненно переживать их, становятся застенчивыми или раздражительными.
Публикация «Консультация для родителей „Характерные особенности развития речи детей 6–7 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 6-7 лет
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
К чему может приводить недостаточный уровень речевой готовности к школе?
Первоклассники с несформированной звуковой стороной речи могут заменять и смешивать звуки, сходные по звучанию или артикуляции (шипящие — свистящие; звонкие — глухие: твердые — мягкие, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, либо не дифференцируют их в своём произношении. Пишут слова так, как слышат и произносят сами (мишка – миска).
Дети могут пропускать буквы или менять их местами на письме или при чтении.
Пишут слитно слова с предлогами, не чувствуют границы предложения.
В работах детей могут выявляться грамматические ошибки (нарушение согласования слов, неправильное употребление слов в нужном падеже или в нужной грамматической форме).
Таким образом, недостаточная сформированность речевых компонентов к моменту обучения в школе приводит к тому, что у детей на письме и при чтении выявляются специфические ошибки, которые свидетельствуют о выявлении у ребёнка нарушений письменной речи – дисграфии и/или дислексии. Данные нарушения ведут к стойкой неуспеваемости по письму, чтению.
1. Словарный запас ребёнка растет стремительно. В речи появляются собирательные существительные – обозначающие совокупность однородных предметов или живых существ как неделимое целое (листва, дубняк, осинник, детвора, бельё и т. д.). Прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший и т. д., а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный).
2. Дошкольники начинают активно использовать образные выражения, метафоры («солнечная улыбка», к слову сказать и т. д.). Выстраивают грамматически верные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения (склоняют все члены предложения по роду, числу и падежу). Несколько простых предложений могут объединять в одно с помощью союзов «потому что», «когда», «если» и так далее.
3. В этом возрасте дети любят рассказывать истории, отвечать на вопросы, придумывать сюжеты по картинкам.
4. Ребёнок старается не только объяснить значение знакомого слова, но и рассуждает о возможном значении незнакомых выражений.
5. Ребенок способен в беседе озвучить свое эмоциональное состояние и мнение по поводу определенной ситуации, рассуждать о явлениях жизни, наблюдать за происходящим и делиться с близкими впечатлениями, регулирует громкость, интонацию, темп речи.
6. При условии правильного речевого развития и при отсутствии органических нарушений к шести годам дети овладевают всеми звуками родного языка и правильно употребляют их в речи.
7. В этом возрасте у детей уже сформировано фонематическое восприятие. Они умеют отличать на слух звонкие звуки от глухих (з-c, ж-ш, б-п, в-ф, г-к, д-т, твёрдые от мягких (т-ть, д-дь, не путать акустически сходные (с-ш, ч-щ, з-ж, р-л.).