Елена Сорокина
Консультация для родителей «Повторное чтение. Польза или вред для малыша?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Повторное чтение. Польза или вред для малыша?»
«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя», – так писал выдающийся советский педагог-новатор, писатель В. А. Сухомлинский. На мой взгляд, в этих словах сокрыта простая, но очень глубокая истина.
Каждый из нас должен осознавать важность чтения, особенно для детей. Когда нужно начинать читать детям? С какого возраста? И будет ли от этого польза, и какая?
Публикация «Консультация для родителей „Повторное чтение, Польза или вред для малыша?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2020
Ни для кого не секрет, что ребенок, находясь в утробе матери, слышит ее голос, реагирует на выразительность речи, интонацию. Воспитывать детей нужно начинать не с пеленок, а еще раньше, тогда, когда они еще в животике у мамы. Читать им книжки, разговаривать, поглаживать животик.
Малыш появился на свет. Постепенно он начинает реагировать на все, благодаря нежным прикосновениям рук, поглаживанию. Он реагирует на интонации в голосе мамы. Поэтому так важно петь малышу колыбельные песенки, читать потешки, маленькие стихотворения и просто разговаривать. И все это нужно делать не от случая к случаю, а постоянно, систематически. И результат будет более, чем оптимистический.
Малыш подрастает. Растут и его потребности, интересы, увлечения. Одно из них – это книга. Книга, которую ребенок держит в руках, рассматривает, пытается перелистывать страницы. Важно поддержать этот интерес. Любовь к книге – это интерес к чтению! А если в семье практикуется чтение в кругу семьи, так это огромный успех!
Чем больше мы читаем детям, тем больше они получают знаний, пополняют словарный запас, приобретают навыки чтения, пытаются вместе со взрослым следить за текстом, пусть еще не понимая, как это. Дети учатся слышать, слушать и понимать прочитанное. Поэтому и просят читать одно произведение несколько раз. А мы не должны раздражаться, зная и понимая физиологию развития возрастных этапов.
Хороший способ познакомить детей с эмоциями – это чтение книг. Чтение не монотонное, а эмоционально окрашенное. Если ваш ребенок просит перечитывать одно произведение несколько раз, знайте, это не прихоть, а естественная возрастная потребность ребенка. Почему детям это не надоедает, а только идет на пользу? Повторение помогает детям лучше понимать прочитанное. Маленькие дети быстрее забывают услышанное, чем дети школьного возраста. Они дольше обрабатывают и усваивают новую информацию. Поэтому так важно, чтобы книга была с хорошими, подробными иллюстрациями. Без иллюстраций детям сложнее составить в голове образы персонажей.
Перечитывание помогает осмыслить содержание, уловить сюжетную линию. Для погружения в историю, лучшее ее понимание, перечитывать детям одно произведение нужно не менее трех-четырех раз.
Да, чтение обогащает словарный запас. Новое слово, услышанное при разовом чтении произведения, не запоминается ребенком. А вот если произведение читают несколько раз, то новое слово закрепляется в памяти и добавляется в активную речь малыша.
Перечитывание книг имеет под собой и психологическую сторону. За маленьких детей практически все решают взрослые. Любой человек испытывает психологический комфорт от того, что может контролировать какие-то жизненные процессы. Ребенок не исключение. Знание сюжета знакомых историй, дает ему чувство уверенности, предсказуемости, постоянства. Но, если взрослый изменит немного сюжет, ребенок начнет волноваться и поправлять взрослого.
Мамы и папы! Учитесь извлекать максимум пользы от перечитывания книг. Не оставляйте вопросы детей без ответов. Сами задавайте вопросы о прочитанном в книге. Совместно рассматривайте и обсуждайте иллюстрации. Читайте эмоционально, выразительно, используя разные голоса и атрибуты. Перед первым прочтением, да и повторном, обязательно объясняйте значение и смысл новых слов. Обсуждайте отдельные фрагменты произведения и сопоставляйте их с похожими. Применяйте прием игрового чтения : не дочитывайте предложение до конца, дайте ребенку закончить его самостоятельно, по памяти. А может быть малыш решит изменить сюжет! И тогда вы точно поймете: ребенок готов взять в руки новую книгу, он готов читать новую сказку, новый рассказ, узнавать что-то новое.
Удачи вам, родители и терпения!