Алена Маслова
Консультация для родителей «Причины детско-родительских конфликтов»
▼ Скачать + Заказать документы
В основном причинами возникновения конфликтов между родителями и детьми являются личностно-психологические факторы, присутствующие во взаимоотношениях детей и родителей.
В многочисленных исследованиях детско – родительских отношений (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, С. Холл и др.) подчеркивается его переходный характер, когда ломаются и перестраиваются прежние отношения ребенка к самому себе, к окружающим и к миру в целом. Эти изменения порождают неизбежные конфликты с другими людьми и с самим собой.
Публикация «Консультация для родителей „Причины детско-родительских конфликтов“» размещена в разделах
Подлинные причины конфликта иногда трудно обнаружить из – за различных психологических моментов.
О. Е. Смирнова выделяет несколько видов семейных конфликтов, с которыми родители могут столкнуться в процессе воспитания детей:
1. Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный и дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного единства, способности членов семьи разрешать противоречия. В дисгармоничных семьях супружеское и родительское поведение содержит внутреннюю конфликтность и противоречие.
2. Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
• разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
• противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
• опека и запреты во многих сферах жизни детей;
• повышенные требования к детям, частое применение угроз и насилия.
Д. Н. Исаев подчеркивает, что физическая и психическая неполноценность может оказывать неблагоприятное воздействие на общее самочувствие семьи, так и на всю систему взаимоотношений.
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными, они часто вступают в конфликты с окружающими (особенно с родителями).
4. Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредными привычками, авторитарность суждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушение правил поведения, игнорирование обращений родителей, непослушание, эгоизм, эгоцентризм, леность и т. п. Рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.
Повышенная конфликтность детско – родительских отношений – это один из аспектов негативного влияния семейного воспитания, специфика которого определяется самой природой семьи как группы людей, имеющих между собой кровные родственные связи. При этом приоритетная роль в разрешении конфликтов с ребенком отдается родителю.