Папки-передвижки

Консультация для родителей: «Работа со слогом»

Марина Гетьман
Консультация для родителей: «Работа со слогом»
▼ Скачать + Заказать документы

Знакомство со слогом

Слоговой анализ- это ступень к ознакомлению ребенка со звуковой стороной слова.

(Термин «слог» вводится несколько позже, на первых порах обучения говорят «часть слова»)

Сначала взрослые знакомят ребенка с тем, что слово может состоять из нескольких частей. Вы предлагаете ему вслушаться, как будут произноситься некоторые слова: не как обычно, а по частям: Са-ша, ры-ба, ру-ка, ко-за. Множество игр и упражнений можно проводить, используя картинки (особенно предметные).

Публикация «Консультация для родителей: „Работа со слогом“» размещена в разделах

- Что нарисовано на этой картинке? (Сани). Произнеси это слово по частям. (Са-ни).

На сколько частей делится это слово? (На две). Назови первую часть. (Са) А как звучит следующая, вторая часть? (Ни). Какие предметы, в названии которых также две части, нарисованы на этих картинках? (Часы, ваза, книга, лиса ….) Произнеси слово «часы» по частям. Скажи это слово шепотом в ладошку. Заметь: сколько раз твое дыхание коснется ладошки, столько частей и будет в слове «часы».

В свободный вечер можно устроить общие «занятия по рисованию» : один из взрослых рисует предметы, именуемые словами из двух частей, другой – предметы, именуемые словами из трех частей, ребенок – из одной части. Затем все вместе проверяют правильность выполнения задания.

Иногда взрослые могут умышленно нарисовать один и тот же предмет: дом, гриб, флаг. Но один из них рисует дом (или гриб, или флаг, второй маленький до – мик,

(или гри-бок, или фла-жок, а третий – высотный дом, до-ми-ще (или малюсенький гри-бо-чек, или крохотный фла-жо-чек). При «проверке» всем предлагается подумать и объяснить (инициативу предоставляют ребенку, почему нарисованы одинаковые предметы, и кто же справился с заданием.

К одним и тем же картинкам можно возвращаться неоднократно, каждый раз предлагая новое задание. Как это примерно происходит? На картинке изображен кот.

-Кто это? Cкажите одним словом, состоящим из двух частей. («Кош-ка, ко-тик, ки-са, кис-ка, ко-тя») Какая первая часть в слове «котик»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей? Кто догадается, можно ли изменить слово, чтобы того, кто нарисован на картинке назвать словом из трех частей? («Ко-те-нок, ки-сонь-ка, ко-шеч-ка, ки-су-ля») Какая первая часть в слове «котенок»? Какая следует за ней вторая? Сколько всего частей? Кто назовет третью часть в слове «Котофей»? Какая часть в этом слове первая? Кто назовет вторую? А кто догадается и скажет про кошку словом, в котором будет только одна часть? (Кот)

Затем можно вместе с ребенком подбирать клички коту. Вначале, состоящие их двух частей («Пу-шок, Вась-ка, Мур-ка», затем из трех частей («Му-роч-ка, У-са-тик, Ва-си-лий»). Трудности у детей могут возникнуть в подборе кличек состоящих из одной («Барс, Пиф, Мур») и четырех частей «Ба-зи-ли-о, Ко-то-фе-ич). Такую работу можно проводить, рисуя на листе бумаги клеточки или кружочки, соответствующие количеству частей в слове.

Ребенку будет приятно «получать письма» с заданиями от какого-нибудь литературного героя. Предлагаемые в них задачи решают все вместе. Какие же это могут быть задания?

1. Вспомните, пожалуйста, названия птиц, в названиях которых только две части («Ут-ка, гал-ка, три части («Со-ло-вей, по-пу-гай….», одна часть («Грач, гусь»). В этом задании можно использовать такие темы, как «Перелетные птицы», «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные» и т. д.)

2. Угадайте слово, если первая его часть ша. («Ша-рик, ша-лун, ша-шки».)А если первая часть слова бу? («Бул-ка, бу-сы, бу-кет».)

3. Отгадайте слово, последняя часть у него ка. Какое слово задумано? («Пружинка, матрешка, книжка и т. д».)

4. Отгадаете слово, которое начинается со слога ма, но в этом слове есть звук [ш]. («Машина, малышка, матрешка, Маша)

5. Очень трудное задание: придумать такие слова, чтобы получились смешные стихи :до-ду-да («Иди сюда») ,ру-ро-ра («Веселится детвора») и т. д.

После того как ребенок хорошо освоит произнесение слова по слогам, научится определять, какие именно части в данном слове, какова последовательность их звучания, сколько их в слове, полезно научить его самого правильно формулировать свои задания окружающим, самостоятельно производить анализ разных ответов -решений и обосновывать выбор правильного решения. Особенно внимательно следует отнестись к заданиям, которые ребенок придумывает сам по предложенной ему картинке. Их может быть немного, но родители должны поощрять самые простейшие вопросы, даже если они являются прямым повторением вопросов взрослого. Умение сформулировать и повторить задание

- нелегкое дело для каждого дошкольника.

Публикации по теме:

Артикуляционные модулиАртикуляционные модули Применение моделирования при постановке звуков помогают ребенку осмыслить этот процесс. Модель служит наглядной опорой,постоянно напоминая.

Дидактическая игра «Звуковой экран» для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста «Звуковой экран» (для детей старшей и подготовительной группы) Цели: • Автоматизация изолированного звука; формирование звуковой культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей: «Работа со слогом»
Опубликовано: 21 сентября 2013 в 21:28
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей: «Работа со слогом»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Гетьман (УИ 105818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД