Екатерина Шаляпина
Консультация для родителей «Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ф. Ницше
Говорить о музыке – всё равно, что танцевать об архитектуре. Д. Бирн
С какого возраста нужно приобщать ребёнка к музыке?
МУЗЫКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ
Музыка относится к числу искусств, которые вызывают наиболее сильный
Публикация «Консультация для родителей „Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Средняя группа
- Темочки
отклик в душе человека. Она может оказывать непосредственное влияние на
его эмоциональный мир. Еще Аристотель утверждал, что с помощью музыки
можно определенным образом влиять на формирование человеческого
характера. Начиная с 50-х годов XX ст. в различных странах мира были
созданы центры музыкотерапии, которые успешно работают и по сей день.
Исследования врачей доказали, что уже на пятом месяце беременности
ребенок слышит и различает звуки. Он может реагировать на громкость и
ритм мелодии. Она может ему нравиться или нет. И, через
нейроэндокринную систему, музыка оказывает воздействие практически на
все системы и органы ребенка: изменяется частота дыхания, тонус мышц,
моторика желудка и кишечника. Также доказано, что малыши узнают,
активнее реагируют и предпочитают ту музыку, которую они "слышали" до
рождения, будучи в утробе матери.
Беременность — это не только формирование ребенка, но и
потрясающий шанс повлиять на интеллект, творческие и музыкальные
способности вашего малыша, простимулировать его познавательное и
эмоциональное развитие.
Врачи и психологи всего мира в последнее время все чаще рекомендуют
беременным женщинам слушать именно классическую музыку.
Многочисленные эксперименты показали, что классические произведения не
только способствуют правильному развитию ребенка, но и закладывают
некоторые предпосылки к музыкальному воспитанию.
Во время беременности специалисты рекомендуют так называемые
стимулирующие (тонизирующие) программы. Это произведения Баха,
Моцарта, Шуберта, Чайковского и Вивальди, но в темпе аллегро или аллегро
модерато. Музыка, которую рекомендуется слушать:
для снятия раздражения
"Лунная соната" Бетховена, "Симфония" Гайдна, "Кантата № 2" и
"Итальянский концерт" Баха;
от головной боли:
"Венгерская рапсодия" Листа, "Фиделио" Бетховена, "Американец в Париже"
Гершвина;
от бессонницы:
"Грустный вальс" Сибелиуса, "Мелодия" Глюка, "Грезы" Шумана, пьесы
Чайковского;
для успокоения:
"Колыбельная" Брамса, "Свет луны" Дебюсси, "Аве Мария" Шуберта;
от гипертонии:
"Ноктюрн ре-минор" Шопена, "Концерт ре-минор для скрипки" Баха.
МУЗЫКА В ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ЖИЗНИ
По данным современных исследований, музыка обладает удивительным
воздействием на организм новорожденного. Она способствует улучшению
соматических и функциональных показателей, значительно оживляет или
восстанавливает утраченные рефлексы, нормализует частоту дыхания и
сердечных сокращений.
Музыкотерапия строится на подборе определенных мелодий и звуков,
которые оказывают положительное воздействие на организм:
способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия,
поднятию настроения, повышению активности.
Причем для малыша полезно не только слушать музыку в записи. Хорошо,
когда мама сама поет ему песни. Для ребенка очень важен ваш «живой»
голос. Поэтому ни с чем не сравнимое благоприятное воздействие оказывает
на малыша пение колыбельных: они успокаивают его, приводят в
равновесие, создают комфортный эмоциональный фон.
Русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные
звуками живой природы, быстро убаюкают Вашего малыша.
Колыбельные песни - первые мелодии, первые музыкальные впечатления
человека. Малыш ещё не знает языка, не понимает слов, но, слушая
колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его убаюкивают
мягкие, спокойные, тёплые интонации голоса, ласковое обращение,
монотонность пения. Психологи разработали советы по использованию музыкальных композиций
в различных случаях. Они пригодятся и беременным, и молодым мамам.
Конечно, совсем не обязательно слушать только классическую музыку. Вы
можете остановить свой выбор и на других стилях. Но как показывает опыт
психологов, использующих музыкотерапию, именно классическая музыка
влияет на психоэмоциональное и физическое состояние ребенка наиболее
глубоко и длительно, существенно ускоряя процесс «лечения» при домашнем
применении.
Снятие усталости, эмоционального напряжения
Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и
фортепиано.
Успокаивающий эффект приносят звуки природы (шум моря, леса, вальсы.
Классика: произведения Вивальди, Бетховен «Симфония 6» - часть 2, Брамс
«Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль-минор»,
Дебюсси «Свет луны».
Ослабление чувства тревоги и неуверенности: мажорные мелодии с
темпом ниже среднего.
Народная и детская музыка вызывает ощущение безопасности. Хорошее
воздействие могут оказать этнические композиции.
Классика: Шопен «Мазурка» и «Прелюдии», Штраус «Вальсы», Рубинштейн
«Мелодии».
Уменьшение раздражительности, нервного возбуждения
Классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония»,
Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор». Улучшение настроения
Скрипичная и церковная музыка. Классика: произведения Моцарта, Гендель
«Менуэт», Визе «Кармен» - часть 3.
Усиление активности вялым детям полезна ритмичная, бодрящая музыка.
Можно использовать различные марши: их прослушивание немного учащает
ритм сердца в спокойном состоянии, что оказываемобилизующевоздействие.
Классика: Чайковский «Шестая симфония» - часть 3, Бетховен «Увертюра
Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».
Ослабление головной и другой боли Религиозная музыка. Классика: Моцарт
«Дон Жуан» и «Симфония № 40», Лист «Венгерская рапсодия 1», Хачатурян
«Сюита Маскарад», Бетховен «Фиделио», Гершвин «Американец в Париже».
Для крепкого сна Сибелиус «Грустный вальс», Шуман «Грезы», Глюк
«Мелодия», а также пьесы Чайковского. Малышу, который плохо спит,
можно негромко проигрывать во время сна музыку с медленным темпом и
четким ритмом. «ЭФФЕКТ МОЦАРТА»
Тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам
человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор
использовал плавные тридцатисекундные переходы от "forte" (громко) к
"piano" (тихо, совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга.
В результате Томатис ввёл в употребление термин «Моцарт-Эффект».
Эффект же заключается в том, что дети, слушающие в нежном возрасте (до
трёх лет) Моцарта, становятся умнее.
"Моцарт для малышей" - сборник целиком составлен из волшебных
мелодий самого светлого гения классической музыки. Специальные
аранжировки, ориентированные на детское восприятие, дают малышу
прекрасную возможность сделать первый шаг в искрящийся и
радостный мир музыки Моцарта.
Шарманка в аккомпанементе струнного оркестра из Вены проигрывает
наиболее красивые мелодии из "Волшебной Флейты", "Маленькой ночной
серенады" и многих других известных шедевров. Из-за своего мягкого
воздействия на детей этот компакт-диск особенно используется в лечении,
педиатрии и в родильных домах. Дети появляются на свет с врожденной
способностью реагировать на красивые звуки и музыку, выражающую
любовь и мудрость. Звуки шарманки имеют четкие мелодии, наполненные
музыкальной экспрессией, идеальной для мягкого восприятия детьми.
Специально аранжированная инструментальная оркестровка вызывает
чувства любви и нежности, которые мягко передают состояние мира и
полной гармонии.
КАК ПРАВИЛЬНО СЛУШАТЬ МУЗЫКУ
• Если вы захотите воспользоваться благотворным воздействием музыки во
время беременности, то вам можно прикладывать наушники к животу.
Только не забывайте, что при этом громкость должна быть небольшая, а басы
отключены.
Но вы также можете слушать приятные мелодии вместе с будущим малышом
и на расстоянии. Полезный эффект от этого не уменьшится.
• Когда мелодии включают для уже родившегося маленького слушателя, то
магнитофон или проигрыватель нужно располагать на расстоянии не менее
одного метра от кроватки ребенка, а звучание музыки не должно превышать
громкости разговорной речи.
• Оптимальная длительность домашнего «концерта» - от 15 до 30 минут.
• Обычно рекомендуется включать или исполнять колыбельные и спокойныепесни два-три раза в день в течение 5-10 минут после кормления, а песни в
быстром темпе - за 5-10 минут до начала кормления.
• Крохе также полезно прослушивать «лечебные» композиции утром после
пробуждения или вечером перед отходом ко сну.
• Следите, чтобы во время прослушивания малыш не был слишком
сосредоточен на каком-то серьезном занятии. Лучше всего, если он будет
просто спокойно лежать или сидеть - можно у вас на руках.
• В течение дня не следует проводить более трех сеансов музыкотерапии. Но
как правило, психологи обычно рекомендуют ограничиваться одним-двумя
«концертами»
МУЗЫКА ДО З-Х ЛЕТ
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих
психологию, подтверждают, что психологические основы обучения
закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту.
Отсюда вывод: не упускать время от самого рождения и развивать
музыкальные способности, не забывая об общем развитии ребенка. Музыка,
игра, пение, пляски создают положительные эмоции. А положительные
эмоции - это внутреннее благополучие малыша, его душевное и физическое
здоровье.
Приобщение детей дошкольного возраста к миру музыки оказывает
воздействие на формирование ценностного отношения к искусству и
окружающей действительности, способствует личностному развитию. Одним
из компонентов человеческой культуры является воспитание. Музыка в свою
очередь обладает широким диапазоном воспитательного воздействия на
детскую личность. Детские музыкальные впечатления способствуют
развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную
деятельность, что важно для интеллектуального развития дошкольника.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для реализации
индивидуальных творческих проявлений в музыкальной деятельности.
Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок, особенно в
первые годы жизни.
Особая роль в учебно-воспитательном процессе принадлежит семье, которая
имеет решающее значение в формировании личности ребенка. Отсутствие
полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо
впоследствии. Важно, чтобы уже в первые годы жизни рядом с ребенком
оказался взрослый, который смог бы раскрыть перед ним красоту музыки,
дать возможность ее прочувствовать. Семья является первой и наиболее
значимой ступенькой для вхождения маленького человека в мир музыки. Чем
выше музыкальная, социальная культура взрослых членов семьи, тем более
адекватно оценивают они эмоциональную сферу своих детей, тем
содержательнее становится музыкальное воспитание ребенка. Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У
некоторых уже на первом году жизни ярко выражены - ладовое чувство,
музыкально-слуховые представления и чувство ритма, это свидетельствует о
музыкальности; у других детей - позже, труднее. Наиболее сложно
развиваются музыкально - слуховые представления - способность
воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по
слуху на музыкальном инструменте. Но отсутствие раннего проявления
способностей, не является показателем слабости или тем более отсутствие
способностей.
Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как
правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные
впечатления.
В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание
культурного опыта, но и приемы, формы культурного поведения, культурные
способы мышления.
Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания
духовности, культуры, чувств, развитие эмоциональной и познавательной
сторон личности человека.
«Только развивая эмоции, интересы, вкус ребенка, можно приобщить его к
музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст
чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано
музыкально-эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для
последующего развития человека, его общего духовного становления».
«МУЗЫКА С МАМОЙ»
Раннее музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо
без активного участия родителей.
На сегодняшний день известны десятки эффективных систем раннего
развития. Характерной особенностью методики «Музыка с мамой» является
игровая форма подачи учебного материала, комплексный характер,
доступность и практичность использования, что превращает уроки музыки с
малышами в весёлую обучающую игру.
«Музыка с мамой» – серия аудиопособий для общего и музыкального
развития малышей, основанная на уникальной методике Сергея и ЕкатериныЖелезновых. Эта методика широко используется в центрах раннего развития,
детских клубах и дошкольных заведениях. Программа «Музыка с мамой»
прошла экспертизу Федерального совета.
«Музыка с мамой» может использоваться в занятиях по системе Монтессори,
обеспечивает раннее музыкальное развитие, активное развитие речи у детей,
развитие музыкального слуха и многих других способностей, о наличии
которых вы можете даже не подозревать!
Сергей и Екатерина Железновы – одни из немногих, чьи программы и
методические разработки стали популярны далеко за пределами России.
Диски Железновы пользуются успехом во многих странах мира, помогая
развивать музыкальные способности, абсолютный слух. Раннее развитие у
детей – это залог их успешного будущего, легкой адаптации в любом
коллективе и, наконец, счастливой жизни. Не стоит отказывать им в таком
удовольствии!
Весёлые песенки-игры предназначены для малышей 1,5-4 лет. Они удобны
как для домашних, так и для групповых занятий.
Предлагаемые игры обеспечат разностороннее развитие малыша.
Они способствуют эмоциональному и интеллектуальному развитию ребёнка,
оказывают влияние на физическое развитие.
Улучшают координацию движений и быстроту реакции, развивают
творческую фантазию и активизируют мышление и речь.
Возможность проведения игр вместе с взрослыми или другими детьми
способствует созданию благоприятной атмосферы в семье или группе,
Серия «Музыка с мамой» адресована всем, кого интересует развитие
музыкальных способностей у детей, интенсивное развитие речи ребенка,
пальчиковые игры, детские развивающие игры и гармоничное раннее
развитие ребенка в. Она предназначена как для родителей, так и для
педагогов дошкольного образования (музыкальных руководителей,
воспитателей, психологов, учителей физкультуры, а также для всех тех, кто
хотел бы работать по методике «Музыка с мамой» или дополнить свою
программу этими материалами.
Развивая эмоциональную отзывчивость, музыкальные способности,
умение общаться с взрослыми и сверстниками, необходимо объединять
усилия родителей, воспитателей, музыкального руководителя, с целью
обеспечения эмоционального комфорта, интересной и содержательной жизни
малышам и в детском саду, и дома.
Пусть ребенок растет здоровым, веселым, и музыка
сопровождает его всю жизнь!