Лилиана Андреевна Булыгина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики пальцев рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики должно начинаться с самого раннего возраста. Даже маленьким детям можно делать массаж пальцами,чтобы воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Простые упражнения, сопровождаемые стихами,следует отрабатывать в дошкольном возрасте.
Самообслуживание: застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнуркови т. д.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики пальцев рук“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте важной составляющей готовности к школе является развитие координации движений рук и пальцев.
Почему важно развивать мелкую моторику пальцев рук?Потому что, в мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев,расположены очень близко друг к другу. Стимулируя пальцы рук,можно активизировать соседние участки,контролирующие речь.
Вот несколько игр, в которые можно играть в детских садах и дома для развития мелкой моторики.
Они повышают тактильную чувствительность и развивают сложные координированные движения пальцев и кистей рук.
• пальчиковая гимнастика;
• показ при помощи рук различных изображений («очки», «стул», «зайка», и др.) которыми сопровождается чтение потешек, сказок;
• конструирование из счетных палочек;
• лепка из соленого теста, пластилина или глины;
• разрывание бумаги на мелкие кусочки;
• сминание, а затем разглаживание ладонями и пальцами скомканного листа бумаги;
• выкладывание из камушков и ракушек на бумаге декоративных узоров, букв, геометрических фигур;
• «нанизывание» бус и пуговиц на леску, тесьму или проволоку;
• завязывание бантов и узлов;
• перебирание и сортировка различных круп и семян (рис, фасоль, горох, бобы, пшено, гречка и т. д., сматывание шерстяной или хлопковой пряжи в клубки шерстяной или хлопковой пряжи в клубки.
Пальчиковая гимнастика предполагает использование пальцев рук для инсценировки детских рассказов и сказок. Во многих играх используются обе руки, что позволяет детям усвоить направленность таких понятий, как "право", "лево", "вверх" и "вниз". Дети от 5 лет и старше могут украшать игры различными реквизитами- домиками, кубиками, мелкими предметами.
Рекомендуется использовать упражнения, тренирующие каждый палец в отдельности (так как, в коре головного мозга для каждого пальца имеется своя проекционная зона, требующая движения для напряжения,расслабления и растяжения). Пальчиковые упражнения должны выполняться с оптимальной нагрузкой и амплитудой. Небрежная и невнимательная тренировка не будет эффективной.
Продолжительность пальчиковой гимнастики зависит от возраста ребенка (для детей младшего возраста до 3-4 лет рекомендуется 3-5
минут, для детей дошкольного возраста и старше - 10-15 минут в день).
Вырезание ножницами
Особое внимание уделяется освоению основных приемов вырезания. Это и умение вырезать прямые линии, и умение вырезать различные формы (прямоугольные, овальные, круглые). При складывании гармонично-сложенной бумаги (круглые фигуры) или бумаги, сложенной по диагонали (снежинки, для создания симметричных фигур детям необходимо научиться вырезать половину фигуры, а не вырезать ее целиком. Перед тем как вырезать силуэт, нужно спланировать, из какого угла бумаги и в какую сторону будут вставляться ножницы, т. е. планировать следующее действие.
Аппликация
Дети могут использовать вырезанные фигуры для создания композиций и аппликаций. Для начала полезно вырезать из цветных журналов геометрические фигуры или фигурки, и прикрепить их к листам с помощью клея-карандаша. Если ребенок еще мал и боится брать в руки ножницы, пусть он вырывает картинки из журналов и газет вручную. Можно создать содержательный коллаж.
Рисование, раскрашивание
Раскрашивание - одно из самых интересных занятий. Одновременно это средство развития координированных действий зрительного и двигательного анализаторов, и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Необходимо научить детей равномерно, аккуратно наносить нужный цвет,не выходя за контуры рисуемого объекта. В процессе рисования у детей не только развиваются общие представления и творческие способности, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и развивается ловкость рук,формируются элементарные графические навыки,необходимые для овладения письмом.
Однако, стоит помнить одну простую вещь. Игры для развития моторики - это
всегда должны проходить под присмотром взрослых. В противном случае ребенок может проглотить или подавиться мелкими деталями.
Игры и упражнения для развития моторики должны быть запланированы. Занимайтесь с ребенком каждый день.
Если вы будете заниматься систематически,то вскоре заметите, что движения вашего ребенка меняются каждый раз, когда вы это делаете.
С каждым новым занятием движения ребенка будут становиться все более плавными, четкими и координированными.