Наталья Шубина
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в играх с предметами»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №79 «Лучик»
«Развитие мелкой моторики в играх с предметами»
Воспитатель:
Шубина Наталья Николаевна
г. Вологда
Учеными-физиологами неоспоримо доказано, что тренировка мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга способствует улучшению детской речи, работоспособности, умственной и творческой активности. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Именно развитию мелкой моторики у детей, психологи придают особую важность и при этом связывают развитие мелкой моторики именно с развитием речи. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Кроме того, гимнастика для пальчиков помогает малышу при письме, рисовании, лепке, любой бытовой и игровой деятельности. Игры и упражнения для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям. Ведь сейчас малыши, к сожалению, мало тренируют движения пальчиков рук: на одежде и обуви липучки вместо пуговиц или шнурков. Если раньше родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать, то сейчас ситуация изменилась, очень многие операции делают машины. Эта смена жизненной ситуации развития детей дошкольного возраста отразилась и на развитии мелкой моторики руки, которая ранее развивалась в быту, незаметно, без специальной тренировки. Сейчас же развитие мелкой моторики стало требовать специальных упражнений и занятий с малышами. Велик воспитательный эффект от подобных занятий, которые пополняют знания дошкольника об окружающем мире, развивают его внимание, память, воображение, обеспечивают взрослым эмоционально яркое, партнёрское общение с ребенком. Проще говоря, мелкая моторика тянет за собой весь интеллект!
Публикация «Консультация для родителей „Развитие мелкой моторики в играх с предметами“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Хочется познакомить вас с некоторыми интересными и увлекательными играми с объектами, имеющимися в каждом доме: крупы, стаканчики из - под йогурта, пуговицами, нитками и пр.
Театр теней.
Для того чтобы показывать спектакли в театре теней, нужны только темнота, настольная лампа и светлая стена. В тенях животных нет ничего сложного, чаще всего достаточно всего двух рук, чтобы увидеть зайчика, собаку или птицу. Тени животных своими руками можно ещё и оживить! Пошевелите пальцами, и ваш зайчик сложит уши, а птичка полетит. Научите своего ребенка изображению теней животных, это разовьёт моторику малыша и его пространственное мышление.
Волшебный экран.
Хочешь иметь волшебный экран, на котором можно делать множество разных рисунков? Для этого тебе понадобится всего-то обычный поднос и немного крупы.
Рисование крупами — одно из самых увлекательных занятий для детей. Кроме того, трудно найти более полезной игры. Ведь эти занятия развивают мелкую моторику пальчиков ребенка, а также делают пассивный массаж. Можно рисовать, используя любую крупу. Чем крупнее зерна, тем качественнее массируются пальчики малыша во время рисования. Самым маленьким лучше все-таки начинать рисовать на манке.
Тонким слоем насыпать манку на поднос. Сначала нарисуйте сами простые для него предметы: солнышко, цветочек, кошечку и так далее. Затем предложите присоединиться к вам. Не просите нарисовать что-то определенное, пусть малыш просто поэкспериментирует и привыкнет к крупе. Хвалите его за обычные линии, хвостики, загогулинки. Таким образом, вы закрепляете позитивный опыт рисования. Попробуйте рисовать не только указательным, но и другими пальчиками.
Задание для Золушки.
Все помнят героиню сказки – прекрасную и трудолюбивую Золушку, которой мачеха поручала перебирать крупу? Можно попасть в знакомую сказку и легко превратиться в Золушку. Однако перебирать можно не только крупу, но и горох, фасоль, пуговицы, бусинки. Возьмите смесь из гречневой и рисовой круп, насыпьте её в чашку. По обе стороны от чашки поставьте два блюдечка. Предложите ребенку разделить смесь. Покажите, как нужно брать по одному зернышку двумя пальцами и класть на нужное блюдце. Поначалу он будет делать неуклюже, но уже после нескольких занятий ему будет проще справляться с непослушными пальчиками и все меньше и меньше крупы окажется разбросанной на полу или на столе.
Мини – футбол.
Правой ладонью изобрази человечка. Покажи, как он шагает, танцует, сгибает то одну, то другую ножку. А хочешь, чтоб твой человечек сыграл в футбол и забил красивый гол? Тогда оторви от бумажной салфетки небольшую полоску и скатай из неё шарик. Чтоб он был более плотным, отпусти в крахмальный клей и дай высохнуть. Можешь начинать игру. Твоя правая ладонь превращается в футболиста, а твоя левая ладонь, согнутая дугой, в футбольные ворота.
Журнальная головоломка.
В старом журнале найдите большую фотографию или картинку. Постарайся, чтоб на ней было много мелких изображений: предметы в доме, на улице, в саду и пр. Внимательно рассмотри картинку и запомни все детали на ней. С помощью карандаша и линейки на обратной стороне листа нарисуй несколько пересекающихся линий. Они должны разделить целую картину на 10-12 частей. Затем ножницами аккуратно разрежь страницу по намеченным линиям. Отдельные кусочки перемешай и разложи перед собой на столе. Попроси взрослого заметить время, за которое ты сам, без посторонней помощи, сложишь целую картину.
Секретный мешочек.
В плотный мешочек из ткани положите знакомые предметы: зубную щетку, расческу, чайную ложку и пр. Потуже затянуть шнурок в верхней части мешочка, чтоб предметы не выпали. Затем потрясите мешочек и дайте ребенку через материю ухватить один предмет. Пусть ребенок хорошенько ощупает его пальчиками со всех сторон и отгадает его название. Обязательно спросите, какие детали предмета помогли ему с отгадкой.
Увлекательная рыбалка.
Ловля предметов из воды. Попробуйте такую игру. Налейте в тазик или глубокую миску немного воды и киньте туда ядра каштанов, фундук, пробки от вина или шарики для настольного тенниса. Ребёнку дайте ситечко или ложку в зависимости от размеров предметов и владения навыком. Задача малыша – выловить все предметы и положить их в другую тарелку. Помогайте ребёнку сначала. Потом пусть пробует сам.
Наполнение бутылки мелкими предметами.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите ребенку как правильно его выполнять:
• Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как Вы захватываете предмет.
• Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
• В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
Игры с резиновой грушей.
Детям очень нравится играть с водой, поэтому предлагаю организовать игру с водой. Поставьте две емкости, в одну из них налейте воду. Дайте ребенку медицинскую грушу, и пусть с её помощью переливает воду с одной емкости в другую. Другой вариант игры с грушей. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота из двух кубиков.
Спина-читальня
Можно читать глазами, а ещё, оказывается, можно читать спиной. Начертите на спине ребенка пальцем или ватной палочкой круг, а потом квадрат. Пусть ребенок назовет фигуру, которую вы начертили. Можно рисовать любые предметы, цифры, буквы и пр. Предложите ребенку самому написать на вашей спине, родных и друзей. Думаю, ему понравится.
Следите за тем, чтобы во всех играх для развития мелкой моторики ребенок правильно захватывал мелкие элементы игрушек: щепотью (тремя пальчиками) или пинцетным захватом (большим и указательным пальчиком). Покажите, как это делается. Сначала используйте для такого захвата объемные элементы, затем – плоские (захват плоских предметов сложнее для ребенка). Крупные детали ребенок захватывает горстью, мелкие – пинцетным захватом кончиками пальчиков.
Важно приучать ребенка стремиться все делать аккуратно. Если у него не получается хорошо, не следует ругать его, торопить. Наоборот, его следует постоянно поощрять и вселять у него уверенность, что у него все получится. Надо только постараться. Желаем удачи!