Ремзия Ниметулаева
Консультация для родителей «Развиваем музыкальный слух ребенка»
Уважаемые родители! Часто мы думаем, что музыкальный слух – это редкий дар, который либо есть, либо нет. На самом деле, музыкальный слух – это совокупность навыков, которые можно и нужно развивать с самого раннего детства! И это не только умение чисто петь. Это:
• Различение высоты звуков (высокий - низкий).
• Восприятие тембра (узнавание голосов, инструментов).
• Чувство ритма.
• Различение динамики (громко - тихо).
Публикация «Консультация для родителей „Развиваем музыкальный слух ребенка“» размещена в разделах
• Восприятие характера и настроения музыки.
Почему это важно? Развитый музыкальный слух :
1. Способствует общему интеллектуальному развитию, памяти, вниманию.
2. Улучшает речь, дикцию, чувство языка.
3. Развивает эмоциональную сферу, способность сопереживать.
4. Закладывает основы для возможного дальнейшего обучения музыке.
5. Дарит радость от общения с миром звуков!
Как вы можете развивать музыкальный слух ребенка дома? Простые и эффективные игры и занятия:
1. «Ушки-слушки».
Обращайте внимание ребенка на звуки вокруг : «Слышишь, птичка поет? Как она звонко чирикает!», «Послушай, как шумит дождик по крыше», «Как громко гудит большой грузовик, а машинка – тихонько». Сравнивайте звуки.
2. «Звуковая зарядка».
Имитируйте звуки животных (мяу-мяу, гав-гав, му-у, транспорта (би-би, ту-ту, природы (ш-ш-ш ветер, кап-кап дождь). Просите ребенка угадать и повторить. Меняйте высоту и громкость голоса.
3. «Что звучит?»
Соберите несколько предметов, издающих разные звуки (погремушка, колокольчик, ложка по стакану, шуршащий пакет, дудочка). Позвените, пошумите за ширмой (или просто отвернитесь) – пусть ребенок угадает, что это. Усложняйте: количество предметов, похожие звуки.
4. «Громко - Тихо»
Играйте с громкостью в любых ситуациях. Хлопайте в ладоши громко, потом тихо. Топайте ножками: как слоник (громко, как мышка (тихо). Петь песенку громко (как на празднике, потом тихо (как колыбельную). Используйте понятия «форте» (громко) и «пиано» (тихо).
5. «Высоко - Низко».
Голосом покажите разницу: «Как пищит мышка? Пи-пи-пи (высоко! Как рычит медведь? У-у-у (низко!». Можно использовать колокольчики разного размера или просто постучать по разным кастрюлькам. Рисуйте звуки рукой в воздухе: высокий – рука вверх, низкий – рука вниз.
6. «Повторяй-ка!»
Прохлопайте или протопайте простой ритмический рисунок (например, «тук-тук, тук»). Попросите ребенка повторить. Начинайте с простых (2-3 звука, усложняйте. Можно использовать ритмические слоги («та-ти-та», «тук-тук»).
7. «Танцуем все!»
Включайте разную по характеру музыку (веселую, грустную, спокойную, бодрую) и танцуйте вместе с ребенком, передавая настроение музыки движениями : «Ой, какая грустная музыка. Давай поплачем? А теперь зазвучала радостная – давай прыгать и веселиться!».
8. Слушаем «живую» музыку.
Если есть возможность, посещайте детские концерты, спектакли. Обращайте внимание на звучание разных инструментов.
9. Пойте вместе!
Самое простое и важное! Пойте колыбельные, детские песенки, народные попевки. Не бойтесь своего голоса – для ребенка он самый лучший! Петь можно везде: дома, на прогулке, в машине.
Главные принципы:
Регулярность: Лучше по 5-10 минут каждый день, чем час раз в неделю.
Игра: Все занятия должны проходить в форме увлекательной игры!
Радость: Создавайте позитивную атмосферу, хвалите ребенка за любую попытку.
Личный пример: Ваше участие и интерес – лучший стимул!
Не стремитесь вырастить гения! Цель – открыть ребенку удивительный мир музыки, научить его слышать его красоту и разнообразие, получать удовольствие от звуков. Успехов вам в этом музыкальном путешествии!