Получи документы

Консультация для родителей «Ребенок открывает дорогу в сказку»

Наталия Грачева
Консультация для родителей «Ребенок открывает дорогу в сказку»

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемого события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимания произведения, содержания и идеи.

Восприятие литературных и фольклорных произведений на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.

Публикация «Консультация для родителей „Ребенок открывает дорогу в сказку“» размещена в разделах

В 2 – 3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному. Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.

Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А. В. Запорожцем,Д. М. Арановской, Т. А. Кондратович, позволило выявить двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Он не носит чисто интеллектуальный характер и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Дошкольники пытаются включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он просит пропустить эпизоды, в которых его любимым героям что -то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя только к семи годам.

Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста, а для старших – те, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.

Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке?» и приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действия персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке», ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое.

Если ребенок дает название картинке, выраженное одним – двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка пролеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.

Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия, которая позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Кроме того, сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.

Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка :

- потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.

- потребность в компетентности. Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем.

- потребность в активности. Герой всегда активен, всегда находится в действии: куда – то идет, кому – то помогает, с кем – то борется и так далее.

Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, и в результате у него появляются не только более глубокие представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, иное эмоциональное отношение к ним.

Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно дошкольного возраста?

Во – первых, в дошкольном возрасте восприятии сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему мечтать и фантазировать. Но сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступном для понимания ребенка форме постигать их.

Во – вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то есть эмоционального объединения себя с другим человеком и присвоения его норм, ценностей образцов как своих.

Дети очень любят слушать невероятные истории, расширяющие сферу их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не поддающиеся влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.

Вспомним, как в реальной жизни взрослые сталкиваются с добром и злом: форма их восприятия не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается легко.

Сказки нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, сказки – эффективное средство развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенность в своем будущем.

Публикации по теме:

Игра «Угадай героев сказок»Игра «Угадай героев сказок» Игра «Угадай героев сказок» Цель: расширять кругозор детей, обобщать их жизненный опыт, приобщать к мировой детской литературе. Помочь детям.

Программа по развитию познавательных процессов старших дошкольников с применением дидактической игры Программа по развитию познавательных процессов с применением дидактических игр Цель: развивать познавательные процессы: восприятие, внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Ребенок открывает дорогу в сказку»
Опубликовано: 24 сентября 2014 в 12:55
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД