Наталия Грачева
Консультация для родителей «Ребенок открывает дорогу в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемого события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимания произведения, содержания и идеи.
Восприятие литературных и фольклорных произведений на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок открывает дорогу в сказку“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
В 2 – 3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному. Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Он начинает понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.
Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А. В. Запорожцем,Д. М. Арановской, Т. А. Кондратович, позволило выявить двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям и героям. Он не носит чисто интеллектуальный характер и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Дошкольники пытаются включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он просит пропустить эпизоды, в которых его любимым героям что -то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя только к семи годам.
Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста, а для старших – те, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.
Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке?» и приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действия персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке», ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое.
Если ребенок дает название картинке, выраженное одним – двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка пролеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.
Одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия, которая позволяет осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Кроме того, сказка дает необходимую гамму переживаний, создает особенное настроение, вызывает добрые чувства.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка :
- потребность в автономности. В каждой сказке герой на протяжении всего пути действует самостоятельно, сам делает выбор, сам принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
- потребность в компетентности. Герой способен преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем.
- потребность в активности. Герой всегда активен, всегда находится в действии: куда – то идет, кому – то помогает, с кем – то борется и так далее.
Сказка побуждает ребенка сопереживать персонажам, и в результате у него появляются не только более глубокие представления о людях, предметах и явлениях окружающего мира, но и, что самое главное, иное эмоциональное отношение к ним.
Почему сказка так эффективна при работе с детьми, особенно дошкольного возраста?
Во – первых, в дошкольном возрасте восприятии сказки становится специфической деятельностью ребенка, позволяющей ему мечтать и фантазировать. Но сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступном для понимания ребенка форме постигать их.
Во – вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, то есть эмоционального объединения себя с другим человеком и присвоения его норм, ценностей образцов как своих.
Дети очень любят слушать невероятные истории, расширяющие сферу их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка и не поддающиеся влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица кажутся неправдоподобными, сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла.
Вспомним, как в реальной жизни взрослые сталкиваются с добром и злом: форма их восприятия не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается легко.
Сказки нельзя рассматривать только как интересное времяпрепровождение, как приятное, доступное ребенку занятие; напротив, сказки – эффективное средство развития в ребенке тонкого понимания внутреннего мира людей, способ снятия тревоги и воспитания уверенность в своем будущем.