Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»

Шукайло Дина Васильевна
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»

Консультация для родителей

«Речевое развитие дошкольников»

Цель: объединить усилия детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка; рассказать о роли и значении развития речи в дошкольном возрасте; познакомить с упражнениями, которые направлены на развитие речевых умений детей; предоставить родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития дошкольника и в дальнейшем его успешное обучение в школе. Любая задержка и нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

Что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка?

Практика показывает, что взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно.

Однако подобное согласованное взаимодействие не возникает сразу. Ему предшествует целенаправленная работа педагогов, в процессе которой родители эпизодически включаются в жизнь группы; приобщаются к проблемам своих детей (в разных формах и на разном содержании).

Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе родителей следует убедить в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителямнеобходимо учесть следующие моменты:

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам.

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма, так как развитие речи – сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью.

Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как максимум и умение рассказывать стихи, как минимум. Поэтому стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, хотя давно известно, что умение ребенка писать и читать не является показателем его развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют от ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую работу по речевому и языковому развитию.

Предлагаемая методика по развитию речи:

- учитывать состояние речевого развития детей на современном этапе;

- ориентация в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только на возрастные;

- активно использовать педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;

- охватывать все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;

- рассматривать обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным ее продолжением;

- развитие речи тесно связано с другими видами жизнедеятельности ребенка;

- взаимодействие родителей и педагогов в вопросах развития речи детей.

Дома можно проводить следующие игры, направленные на развитие речи детей:

«Давай искать слова на кухне».

«Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И т. д.»

«Угощаю».

«Давай вспомним «вкусные» («горькие», «сладкие», «кислые») слова и угостим друг друга.»

Игры на развитие грамматического строя речи.

«Приготовим сок».

«Из яблок сок … (яблочный); из груш … (грушевый); из вишни … (вишневый) и т. п.А теперь наоборот: апельсиновый сок и чего? И т. д.»

«Упрямые слова».

Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются (какао, кино, пальто, метро, пианино, кофе) «Я надеваю пальто. На вешалке висит пальто. У Маши красивое пальто. Я гуляю в пальто. Все надели пальто и т. п.». Задавайте вопросы ребенку и следите, чтобы он не изменял слова в предложениях-ответах.

«Доскажи словечко»

Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее.Например: ворона каркает, а воробей … (чирикает). Сова летает, а заяц … (бегает, прыгает). У коровы теленок, а у лошади … (жеребенок) и т. п.

Игровые упражнения по дороге из детского сада (в детский сад).

«Я заметил».

«Предложите ребенку проверить, кто из вас самый внимательный. Будете называть предметы, мимо которых вы проходите; а еще обязательно укажите – какие они.Например: вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая». Можно называть увиденные предметы по очереди.

«Волшебные очки».

«Представьте, что у вас есть волшебные очки. Когда их надеваешь, то все становится красным (зеленым, синим и т. п.). Посмотрите вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало красным,называйте: красные сапоги, красный столб, красная кошка, красный забор и пр.»

Подвижные игры.

«Игры с мячом».

«Я буду называть предметы и бросать тебе мяч. Ты будешь ловить его только тогда, когда в слове услышишь звук «ж». Если в слове нет этого звука, то мяч ловить не надо. Итак,начинаем: жаба, стул, кига, жук, ежик…».

«Лягушка».

Выделение звука из ряда гласных: а, о, у, и, е, э, ю, ы, я. «Будешь прыгать как лягушка, если звук услышишь «А», на другие звуки опускаешь низко руки». По аналогии проводится игра на другие гласные. Позже можно проводить игру на согласные звуки.

По рекомендации педагогов родители вводят в жизнь семьи традиционную игру

«Я дарю тебе словечко».

Цель – расширить словарь ребенка; объяснить лексическое значение слов.

Следует выбрать один день недели, в который родители «дарят» ребенку слово.Слова самые разные: «весенние» (капель, проталина, наст, «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко) и т. п. Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском слову. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня других детей. Воспитатель все это фиксирует.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение для родителей. «Речевое развитие дошкольников по теме «Дикие-животные наших лесов» Дорогие родители! Предлагаем Вашему вниманию дистанционное обучение родителей группы «Капитошки» Дистанционное обучение предполагает рекомендации.

Дистанционное обучение для родителей. «Речевое развитие дошкольников по теме «Весна-красна» Дистанционное обучение Для родителей. «Речевое развитие дошкольников по теме «Весна-красна». Дорогие родители! Предлагаем Вашему вниманию.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников посредством логико-математических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 «Аистёнок» Старооскольского городского округа.

Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.

Консультация для родителей «Познавательно-речевое развитие» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Методическая разработка по теме: ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Путешествие в страну красивой грамотной речи».

Консультация для родителей «Развитие дошкольников — на кончиках пальцев» Консультация для родителей «Развитие дошкольников на кончиках пальцев» Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие.

Консультация для родителей «Развитие внимания у дошкольников» Большинство родителей ни раз слышали фразу: «Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен быть хорошо подготовлен», но далеко.

Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.

Консультация для родителей «Речевое развитие детей дошкольного возраста. Взаимодействие ДОУ с семьей» «Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи». -Здравствуйте уважаемые родители! Свое выступление хочу начать с вопроса:.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников». Что такое мелкая моторика?Мелкая моторика — это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевое развитие дошкольников»
Опубликовано: 17 ноября 2016 в 14:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 декабря. День банковского работника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику всех работников банковской сферы. Воспользуйтесь нашей подборкой игр и занятий, чтобы заложить в детях основы финансовой грамотности и...

2 декабря. День сказки «Кошкин дом»

Скоро сказке Маршака «Кошкин дом» исполнится уже сто лет (он написал её в 1922 году), но она остаётся актуальной. По её содержанию детей можно учить и правилам пожарной безопасности, и нравственности....

Авторская дидактическая карточная игра «Мистигри» для детей старшего возраста
Цель: закрепление темы «Домашние животные и их детеныши» и «Домашние птицы» Задачи: - закрепление знаний по двум лексическим темам в игровой форме,...
Консультация для родителей и воспитателей «Югра зимой. Принарядила зимушка деревья!»
Сегодня 1 декабря 2020 года - начало зимы, а значит, и снег, и морозы, и метели к нам в гости идут. Но для Сибири, нашего родного края, зима...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие за елочкой»
Задачи: Развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинкам, связную речь в составлении рассказа, умение подбирать антонимы...