Лучший педагог года

Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни»

Лилия Захарова
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни»

1 младшая группа

Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни

Развитие речи от 2 до 3 лет.

Публикация «Консультация для родителей „Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни“» размещена в разделах

Этот возрастной период становится наиболее показательным в плане разрыва уровня речевого развития одних детей от других. В кругу ровесников могут быть очень хорошо говорящие малыши (их речь отличается от речи взрослого лишь тематикой и немного неточным - смягченным звуковым оформлением). Наравне с ними другая категория детей, говорящих короткими аграмматичными фразами, выглядит весьма уныло. Это ощутимое несоответствие детей одного возраста одному уровню речевого развития и порождает массу волнений и вопросов.

Когда же родителям стоит начинать бить тревогу? Где провести этот условный раздел низкой возрастной нормы от отставания в речевом развитии?

Конечно, этот вопрос может решить только специалист. Родителям не нужно брать на свои плечи решение такой тонкой и сложной задачи. Все очень индивидуально и диагноз должен быть поставлен профессионалом в соответствии со всеми аспектами развития конкретного ребенка.

Я настоятельно рекомендую родителям : если вашему малышу исполнилось 2.5 года, а он до сих пор не овладел фразовой речью - не тяните, идите к логопеду!

Что стоит понимать под фразовой речью? Это не обязательно употребление ребенком правильных развернутых предложений. Главное, чтобы к этому возрасту, он пользовался не однословными высказываниями, а умел соединять хотя бы по 2-3 слова. Пусть эти слова будут иметь неправильное звуковое оформление, в этом нет ничего страшного и все оправданно физиологией.

Многие родители заблуждаются по поводу того, что в функцию логопеда входит только обучение ребенка правильному произношению, а это может подождать до 5-ти лет. Коррекция нарушений звукопроизношения это лишь вершина айсберга в работе логопеда, наряду с такими важными сторонами речевого развития, как расширение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие фонематического слуха. Не правильно думать, что до 5-ти лет нет необходимости в обращении к логопеду. В возрасте от 2 до 3 лет закладывается основной фундамент речевого развития, и если вовремя не обратить внимания на отставание, то проблема будет только усугубляться. И к пяти годам достигнет такой степени запущенности, что преодолеть ее к школе не хватит времени.

В период жизни с 2 до 3 лет совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Имея недостатки в произношении, малыши тем не менее замечают ошибки у своих сверстников и нередко поправляют их. А. Н. Гвоздев приводит такой пример: мальчик произнес слово «пароход» как «похотп», другой поправил его — «паахот», третий дал свой образец : «палахотп». Это говорит о том, что слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка, ориентируясь не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова. Осваивая новое слово, они уже стремятся к точному его воспроизведению. Дети все чаще пользуются словами, сложными по слоговой структуре (состоящими из трех и более слогов).

В этом возрасте малыши нередко сами придумывают слова: это указывает на то, что они начинают осознавать их звуковую сторону («мазелин» вместо «вазелин», «мокресс» вместо «компресс», «копатки» вместо «лопатки»). Таких примеров очень много приводит К. И. Чуковский в книге «От двух до пяти».

На третьем году жизни дети усваивают многие звуки, учатся говорить достаточно громко и ясно. Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения. Некоторые дети к 3 годам начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, которые заменяются свистящими звуками (С, З, Ц) и звуком Ть, а также отсутствовать Р, Рь, Л. Они могут совсем опускаться или заменяться на Ль или Й. нормой для детей этого возраста будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З. Если ребенок к 3 годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения. Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши часто говорят тихо (или, наоборот, крикливо, не умеют понижать голос до шепота, когда этого требует обстановка.

В связи с тем, что дети уже строят фразы из 3-4 и более слов, отвечают на вопросы, рассказывают об увиденном и услышанном. В этом возрасте формируется потребность в общении со сверстниками.

Таким образом, к трем годам ваш малыш :

• часто задает вам вопросы

• говоря, высказывает свои впечатления, мысли

• договаривает звуки, слоги, слова при чтении

• имеет словарный запас 1000-1500 слов

• понимает значение простых предлогов и множественного числа

• знает время суток

• называет два цвета

• в основном правильно произносят все звуки, кроме шипящих и сонорных Л, Р

• почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего ребенка.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо:

1. Разговаривать с ребенком о том, что вы делаете «здесь и сейчас», медленно и четко.

2. Вести «параллельный разговор» - «ритуал называния», когда ребенок смотрит на

предмет.

3. Читать книги, называть картинки, обыгрывать стихи, потешки, сказки.

4. Использовать прием дополнения детского высказывания.

5. Использовать прием объяснения: планирование, начало, окончание действия.

6. Использовать прием «лесов» : взрослый начинает – ребенок продолжает.

7. Петь песенки.

8. Не перегружать ребенка чересчур сложными словами и фразами. Говорить с ним

на доступном уровне.

9. Поощрять активность ребенка в рамках его возможностей. Излишняя опека подавляет ребенка и ограничивает его развитие.

10. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Научите малыша рисовать пальчиками. Осваивайте с ним пальчиковые игры, лепите… Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа «Сорока- белобока».

В каких случаях стоит проявить беспокойство по поводу возможных нарушений речи ребенка :

• У ребенка врожденные пороки развития органов речи : расщелины губы и нёба.

• К 1,5 – 2 годам у ребенка не появилось ни одного осмысленного слова.

• Ребенок плохо понимает вашу речь, когда не видит ваших губ.

• Ребенок не использует в общении мимику и жесты.

• Ребенок не понимает вашу речь, не реагирует на собственное имя.

• У ребенка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для

общения даже с самыми близкими людьми.

• В речи наблюдаются признаки заикания: паузы, остановки. Запинки, повторы

слов, нарушение дыхания во время речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания.

• Ребенок говорит «гнусаво», с носовым оттенком.

Необходимо обратиться к логопеду за консультацией в 2 года, если были

- тяжелые роды,

- асфиксия,

- родовспоможение,

- тяжелое протекание беременности.

Публикации по теме:

Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни Диагностика нервно-психического развития детей третьего года жизни Директивы к технологии обнаружения степени нервно-психического развития.

Дидактическая игра для детей третьего года жизни «Угадай, что звучит» Дидактическая задача: упражнять слуховой анализатор, воспитывать внимание, память, желание играть вместе. Игровые правила: отвечает только.

Конспект НООД по физическому развитию с детьми третьего года жизни «Прогулка в лес» Цель: упражнять в ходьбе и беге в определенном направлении по ограниченной поверхности, подлезать под веревку, бросать предмет на дальность.

Конспект организации ННОД родителей и детей третьего года жизни «Зима» Конспект организации непрерывной непосредственно образовательной деятельности родителей и детей третьего года жизни по теме «Зима» Автор.

Консультация для родителей «Развитие речи детей четвертого-пятого года жизни» Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные.

Консультация для родителей «Особенности развития речи детей 3–4 года жизни и причины задержки речевого развития» Речь – одна из наиболее мощных факторов и стимуляторов развития ребенка в целом. Речь - основное средство общения людей, орудие мышления.

Сенсорное развитие детей третьего года жизни «Восприятие цвета» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад с. Грудцино Сенсорное развитие детей третьего года жизни.

Сенсорное воспитание детей третьего года жизни Система в организации человека, направленная на восприятие определенного окружающего мира называеться сенсорной (чувствующей).Задачей сенсорного.

Воспитание дружеских отношений у детей третьего года жизниВоспитание дружеских отношений у детей третьего года жизни Попадая впервые к малышам 1 младшей группы, возникает ощущение, что эти дети совершенно не умеют общаться между собой и дружить. Еще бы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Рекомендации родителям по развитию речи детей третьего года жизни»
Опубликовано: 28 февраля 2016 в 20:11
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД