Получи документы

Консультация для родителей «Рука развивает мозг, или Обращаемся к Монтессори за интеллектуальным развитием»

Алена Карнадуд
Консультация для родителей «Рука развивает мозг, или Обращаемся к Монтессори за интеллектуальным развитием»

Существует методика Марии Монтессори о естественном и свободном деятельном развитии здорового ребёнка в специальной среде, где прежде всего давалась бы работа его рукам. Рукам, а значит душе, сердцу, эмоциям и голове постоянно находились интересные посильные занятия, становясь все сложнее. Взрослый не делал бы ничего за ребёнка, он только помогал бы ему. И всё воспитание как бы заключалось всего лишь в помощи психофизическому развитию, в передаче активности самому ребёнку.

Публикация «Консультация для родителей „Рука развивает мозг, или Обращаемся к Монтессори за интеллектуальным развитием“» размещена в разделах

Кажется в нашей отечественной педагогике те же самые принципы. Вот только классических, народных развивающих игр – материалов нет, да и доверия возможностям детской руки – тоже. Ни ручной мельницы, ни прялки, ни молотка, ни спиц вязальных, ни крючков…

Кто же видел, да и кто же допустит, что бы в наших семьях или детских садах трёхлетки самостоятельно пользовались ножами, ножницами, молотком, отвёрткой! Отсюда увлечение словесным, вербальным воспитанием или той наглядностью, которая только для зрительного и слухового восприятия.

Нечасто даже канаты, качели, перекладины и шведские стенки есть в том помещении, где находятся дети. Боясь травматизма физического, взрослые забывают о том, что тепличным воспитанием, ограждением от необходимого обделяют ребёнка, делают его травматичным психологически. При это вербальное воспитание делает ребёнка болтуном – неумейкой.

Наши предки воспитывали своих наследников по такой методике задолго до Монтессори. Наши деды – прадеды детей чуть ли не с рождения снабжали маленькими копиями орудий труда и упражняли детские ручки в разной работе. Происходило это обязательно в том возрасте, когда подражание у малышей ещё не угасло, и любая взрослая деятельность представлялась самой привлекательной. Дети наслаждались и работой, и общением с родителями, и их подбадриваниями, и оценкой труда – непременно поощрительно высокой.

Наши отечественные учёные, физиологи и педагоги писали о важности стимулирования мозговой деятельности через ручную деятельность. Также отечественными педагогами разрабатывались специальные игровые пособия для упражнения руки.

Но часто на практике в советские времена методика стимулирования руки-и тем самым, стимулирования мозговой деятельности – применялись лишь в дефектологии, логопедии. Зато существовал принцип трудового воспитания.

О системе Монтессори до 90-х годов упоминали как о буржуазной, зато сегодняшние родители слышали о системе, близкой к Монтессори, - о методике Никитиных. Многие знают о системе физического воспитания, а о ручном развитии интеллекта, знают меньше. В современных семьях чаще заботятся о развитии книжного ума, а на деле он получается телевизионный, это когда ребёнок не занят ничем кроме просмотра подряд всех телепередач. Психологическая травма, нанесенная бездельным времяпрепровождением и содержанием взрослых телепередач, во внимание не принимается. А тем самым руки, не занятые делом, становятся неуправляемыми. Неумейки превращаются в нехочух.

К сожалению, идеи о важности ручного или мануального интеллекта пока современными родителями не разделяются. Устарели эти идеи вместе с ручным производством.

Когда стали возникать Монтессори–группы, то их первым оборудованием стали домашние инструменты, в этих группах дети рано приобщаются к разнообразной ручной деятельности. Они чаще становятся умниками решателями проблем, уровень развития произвольности у них также выше, чем у воспитанников обычных групп. Читать, писать и считать с помощью ручных Монтессори – пособий дети обучаются незаметно, каждый в свой срок, до школы, хотя их никто не принуждает.

В традиционных группах редко можно увидеть необходимые для ума и рук инструменты, а проверка умелости детских рук показала, что она ниже нормы (дети не умеют перед школой завязывать шнурки, не режут ножом, не умеют пилить, забивать гвозди, пришивать пуговицы).

Ручной труд и ручные умения детей, по мнению родителей, дело школы, к тому же, в современном компьютерном мире, это почти лишнее. А как же обойтись в будущем без хирургов, массажистов, ювелиров, скрипачей, художников и т. д., людей других ручных профессий, из неумелых в умелые руки сами собой не превратятся.

Мы говорим о том, как развивает мозг рука ребёнка, что могут сделать педагоги и родители для стимуляции и обогащения этого развития, как взаимосвязаны ручное и интеллектуальное развитие.

А ведь к рукам у человечества еще издавна особое отношение. Руками добывали огонь, защищали, строили жилище, лечили, учили, шаманили, колдовали, крестились. По рукам гадали, судили о здоровье, о силе, профессии, о характере, темпераменте. Наши предки заботились о развитии рук своих детей – почти всю домашнюю работу определяли детям. Бабушки и мамы брали детские ручки и заговаривали их от всяческих напастей, пальчики перебирали и говорили магические слова. В народе белоручек не одобряли, это были только больные дети и их жалели.

И в настоящее время развитие руки, ручных умений, мелкой пальцевой моторики является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно–психического состояния у ребенка. По способностям детской руки специалисты делают вывод об особенностях развития ЦНС, а также мозга. Двигательная активность ребёнка является фактором, способствующим развитию психики и интеллекта – такой вывод делают специалисты. От ловкости, быстроты и точности в ходьбе, беге, прыжках зависит и ловкость пальцев.

Первой пищей для ума является информация, полученная сенсорными каналами: зрительным, слуховым, обонятельным, осязательным, вкусовым и кинестетическим. Сенсомоторное (двигательное и сенсорное) развитие составляет ФУНДАМЕНТ общего умственного развития. Учёные доказали, что движения рук ребёнка наследственно не предопределены, а возникают в результате воспитания и обучения. Для закрепления точного двигательного навыка руки ребёнку в возрасте от 2,5-3 лет необходимо от 33 до 68 повторений. И только в дошкольном возрасте ребёнок способен после определённых повторений производить движение по слову взрослого. Психологи отмечают, что умственные способности ребёнка начинают закладываться очень рано по мере расширения его деятельности, в том числе и ручной под влиянием общения и социальной среды.

Первый вид мышления наглядно или предметно – действенный, можно назвать ручным, т. к. манипулируя предметами, ребёнок познаёт их свойства. Это значит, что все мыслительные задачи ребёнок решает руками, а не в уме. Методом проб и ошибок, случайного тыка, он добивается определённых целей. Чем больше запас действий, тем скорее ребёнок перейдёт к следующему этапу мышления – наглядно – образному, когда будет оперировать уже не самими предметами, а их образами. Только пройдя этот этап ребёнок перейдёт к третьему виду мышления–словесно–логическому или абстрактному, решая практические задачи уже в уме, а не руками. Это мышление оперирует не образами, а понятиями и формируется в речи.

Вот и напрашивается вывод, что НАЧАЛО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДАЁТ РУКА.

Как же рука обследует предметы?

Выделено пять основных движений:

-лёгкое прикосновение;

-постукивание;

-взятие в руки (хватание);

-надавливание;

-ощупывание (перцептивные действия).

Рука, добывающая здоровым и больным детям знания, уникальна и неслучайно названа – ЭКСПРЕССИВНЫМ ОРГАНОМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Уроки природоведения, или Шесть шагов на пути открытий» Мы, родители, так хотим, чтобы наши дети выросли гармонично развитыми людьми, имели широкий кругозор… Поэтому покупаем им разные книги,.

Консультация для родителей «Готовимся к детскому саду или страшное слово адаптация» консультация для родителей Консультация для родителей. «Готовимся к детскому саду или страшное слово адаптация». Подготовила консультацию.

Консультация для родителей: «Аппликация дома — хорошо или плохо?» Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, т.  к. по своему характеру является художественной.

Консультация для родителей «Методика М. Монтессори. Зона упражнений практической жизни» Консультация для родителей: «Методика М. Монтессори. Зона упражнений практической жизни» Воспитатель: Безуглая С. В. Известный итальянский.

Консультация для родителей «Мышка-норушка или Мышонок Джерри?» .

Консультация для родителей «Не обращать внимания на детские ошибки или поправлять?» Всегда у родителей возникает вопрос: как относиться к колоритным, но грамматически неправильно построенным детским словам? Закономерности.

Консультация для родителей «Терпеливый или капризный» Консультация для родителей «Терпеливый или капризный» Нетерпеливый и несдержанный ребёнок окружающим неприятен. Не нужно думать, что терпение.

Консультация психолога «Родительский крик разрушает мозг детей»Консультация психолога «Родительский крик разрушает мозг детей» Исследования нейробиологов показали, что кричать на ребенка в воспитательных целях пагубно для психологического и развития мозга ребенка.

Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?» Консультация для родителей «Наказывать ребенка или нет?» Сегодня мы с вами поговорим о важной проблеме, с которой сталкиваются все – и родители,.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание?» Поощрение и наказание – какой метод эффективнее и что выбрать? Но нельзя исключать, ни то, ни другое – это всего лишь две стороны одной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Рука развивает мозг, или Обращаемся к Монтессори за интеллектуальным развитием»
Опубликовано: 15 октября 2017 в 14:07
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД