Анна Александровна Калёнова
Консультация для родителей «Русская мудрость о воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Многовековая практика воспитания в семье детей, приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из неприходящих ценностей: " Дитятко - это тесто: как замеси, так и выросло", "Человек без воспитания - тело без души", "Самое лучшее наследство - воспитанность". Заботу о воспитании детей, характер отношений, умение воспитывать, люди рассматривают как показатель нравственной красоты человека и его духовной щедрости: "Не чванься отцом - хвались сыном молодцом", "Не тот отец - мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскор - мил, да добру научил".
Публикация «Консультация для родителей „Русская мудрость о воспитании“» размещена в разделах
Устное народное творчество - это история народа и его духовное богатство.
Уже тысячу лет назад никто на Руси не мог засвидетельствовать того, с каких пор повелось сказывать сказки и петь былины. Они переходили от поколения к поколению вместе с обрядами и обычаями, с теми навыками, без которых не вырежешь ложки, не срубишь избы, не добудешь меда. Это были своего рода духовные заветы и заповеди, которые чтил народ.
Пение былин, сказывание сказок, поговорок и пословиц понималось народом как сила, действующая в целях созидания. Один из пластов этого созидания - мудрость воспитания. Недаром еще К. Д. Ушинский писал: "Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ - с ним родилось, с ним выросло, отразило в нем всю его историю". Ушинскому принадлежит и такое высказывание. "По содержанию, - писал он, - наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями. Может быть, ничем нельзя так ввести в понимание народной жизни, как объясняя ему значение народных пословиц. В них отразились все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная; его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни".
Итак, какие же педагогические и философские мысли волновали столетиями русский народ? Прежде всего, обратим внимание на высказывания о сущности радости и счастья.
Радость и счастье, по воззрениям русского народа, не только в том, чтобы в семье был ребёнок, а в том, чтобы была "полна горница детей". Какой же смысл вкладывается в слово "полна"? Ответ можно найти в пословице "Один сын - не сын, два сына - полсына, три сына - целый сын". Счастье родителей и счастье детей - нерасторжимые судьбы. Эту взаимосвязь народ отмечает так: "Добрые дети - делу венец, а плохие дети - дому конец". Образнее и точнее не скажешь. Разве только этим ограничивается народная мудрость о детях? Десятки, сотни пословиц и поговорок свидетельствуют:"Малые дети спать не дают, а вырастут, так и сам не уснешь", "Маленькие дети тяжелы на камнях, а большие на сердце".
Многовековая практика воспитания детей в семье приводит к выводу о том, что разумное воспитание - одна из непреходящих ценностей: " Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло", "Человек без воспитания - тело без души", "Самое лучшее наследство - воспитанность".
Трудность и сложность воспитания русский народ отразил в многочисленных песнях, пословицах и поговорках. Своеобразным предупреждением звучат наставления: "Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле", "Умел дитя родить, умей и научить", "Кому детей родить, тому их и вскормить"
Народ подметил немаловажную вещь наследственного фактора и зафиксировал свои наблюдения в виде следующих суждений: "От свиньи бобры не родятся, а такие же поросята", "От плохого семени не жди доброго племени", "Какие корешки, такие и вершки, какие родители, такие и детишки".
Какие же качества выше всего ценит в человеке народ? На первое место ставится здоровье: "Здоровье сгубишь - новое не купишь", "Здоровье - всему голова", "Было бы здоровье - остальное будет", "Берёшь платье снова, а здоровье смолоду".
А вот пословицы, почитающие науку, ум и знание: "Красна птица перьями, а человек знанием", "Мир освещается солнцем, а человек знанием".
Народная мудрость называет детские годы лучшей порой учения: "Чему Ваня не научился, того Иван не выучит", "Ученье в детстве, как резьба на камне".
Русская народная мудрость провозглашает лучшим человеческим качествам правдивость: "Правда дороже золота", "Правда светлее солнца", "Где, правда, там и счастье".
Первыми воспитателями в семье народная педагогика извечно считает родителей. В поговорках и пословицах, былинах и сказках отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые уму - разуму да "сердцем награждают" : "Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму - разуму научил".
Лучшая школа для детей - пример родителей : "Родители трудолюбивы - и дети не ленивы", "Возле батьки-матки учатся дитятки". В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо порой и "мелочь" оказывается решающей в судьбе ребёнка. Потому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И всё же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там ребят хорошо растят».
Одна из прекрасных традиций - это обязанность родителей воспитывать своих детей. Это с одной стороны, с другой - долг перед родителями : «Кто родителей почитает, тот век не погибает».