Елена Пролеева
Консультация для родителей «Школа родителей будущих первоклассников. Готов ли ваш ребёнок к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Бесспорно, чем лучше готов организм ребенка ко всем изменениям, связанным с началом обучения в школе, трудностям, которые неизбежны, тем легче он их преодолеет, тем скорее и безболезненнее будет протекать процесс приспособления. Что же такое готовность к обучению, готовность к школе, из чего она складывается?
Проблема готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад (вернее, была сформулирована как проблема, а существовала всегда) в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения. Возникла эта проблема в нашей стране, но практически во всех странах Европы. Тогда и начали определять в каком возрасте начинать обучение, когда и при каком состоянии ребенка этот процесс не будет приводить к нарушениям в его развитии, отрицательно сказываться на здоровье.
Публикация «Консультация для родителей „Школа родителей будущих первоклассников, Готов ли ваш ребёнок к школе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Предлагалось и предлагается сейчас немало способов определения готовности ребенка к обучению («школьной зрелости»). Одни ученые и специалисты считали достаточным критерием достижение определенной степени морфологического развития (например, смены молочных зубов, другие связывали готовность непременно с умственным развитием, третьи считали необходимым условием определенный уровень психического и прежде всего личностного, развития. Как показало изучение этой проблемы, готовность ребенка к школе определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитием, т. е. имеет значение весь комплекс факторов.
Поэтому и приятно считать, что готовность ребенка к систематическому обучению в школе («школа зрелости») – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.
Психологи определяют готовность к школе перечнем таких самых главных качеств:
• желание самого ребенка учиться (т. е. он охотно выполнять все предлагаемые ему задания);
• умение работать по заданному образцу;
• способность к анализу, обобщению, выделению в предметах и явлениях существенных признаков, связей и закономерностей;
• способность к произвольному запоминанию и умению пользоваться приемами запоминания;
• способность оценивать свои действия с разных точек зрения.
Почему же так необходимо определить готовность ребенка? попробуем разобраться?
Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе; у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе, но и в дальнейшем эти дети чаще в числе неуспевающих, и именно у них в большом числе случаев отмечается нарушение состояния здоровья.
Известно, что более половины «не готовых» к школе детей имеют низкую успеваемость, а значит, определение степени готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости. Однако тревогу вызывают не только неуспевающие дети, но и хорошо успевающие, но имеющиеся недостаточную физиологическую готовность организма. Дело в том, что эта хорошая успеваемость достигается, как правило, очень дорогой «физиологической ценой», вызывая чрезмерное напряжение различных систем организма, приводя к утомлению и переутомлению, а в результате – к расстройствам психического здоровья.
В последние годы появились новые формы обучения до школы, суть которых сводится к интенсивной подготовке детей к школе.
Однако нередки случаи, когда подготовка становится систематическим «натаскиванием». Высокие нагрузки, длительное напряжение, жесткие требования педагогов и родителей не только не повышают функциональную готовность ребенка к школе, но могут вызвать негативное отношение к учению, ухудшению состояния здоровья.
Следует помнить, что готовность ребенка к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия моторики и особенно движений руки и пальцев. Еще раз подчеркнем необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения предсказывать, проводить зрительное сопоставление, подчеркнем важность не объема знаний, а качества мышления, а также формирования желания ходить в школу, приобретать новые знания, желания занять новую социальную позицию – позицию школьника, сформированность у ребенка отношения к учителю как ко взрослому, обладающему особыми социальными функциями, развития умения устанавливать доброжелательные, дружеские отношения со сверстниками.
ПОЧЕМУ НЕКОТОРЫЕ ДЕТИ ИСПЫТЫВАЮТ ТРУДНОСТИ В АДАПТАЦИИ?
Одной из главных причин специалисты называют несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы. И дело здесь не только в уровне умственного развития. Нередко при нормальном развитии интеллекта у детей отмечается временное отставание в развитии других функций, которые очень важны для успешной учебы. Недостаточная "школьная зрелость" чаще всего определяется не общим, а частичным отставанием в развитии. Прежде всего это касается психики ребенка. Успешно справиться с учебной нагрузкой ребенок может лишь в том случае, если он обладает способностью анализировать и синтезировать полученную информацию, имеет достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, то есть восприятия речи. Существенное значение имеет отсутствие у ребенка дефектов звукопроизношения. Очень важны способность снижать на определенное время высокую двигательную активность, умение сохранять рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти, координация движений пальцев рук.
В ЧЕМ ПРОБЛЕМА "НЕЗРЕЛЫХ" ДЕТЕЙ?
"Незрелые" дети часто становятся неуспевающими, причем нередко отставание в учебе растягивается на несколько лет. Но если бы "школьная незрелость" проявлялась лишь в плохих оценках… К сожалению, у "незрелых" детей ухудшается здоровье: они чаще болеют, у многих развивается невроз, появляется страх перед школой и нежелание учиться. Это связано прежде всего с чрезмерным напряжением ребенка, стремящегося выполнить требования учителя. Чтобы предотвратить такую ситуацию, необходимо определить готовность детей к обучению еще до поступления в школу.
Интересно, что по большинству показателей мальчики и девочки не отличаются по уровню зрелости, за исключением одного. Девочки успешнее выполняют тесты, требующие достаточно высокого уровня развития моторных функций, у них, как правило, лучше координация движений пальцев рук. Неудивительно, что в школе у девочек меньше проблем с выполнением письменных работ, чем у мальчиков, а почерк гораздо лучше.
С КАКОГО ВОЗРАСТА ИДТИ В ШКОЛУ?
Специалисты установили, что среди детей шестилетнего возраста количество "незрелых" весьма велико - почти половина. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его развития. В этот период, как правило, происходит значительный скачок в психическом и физическом развитии малыша. В возрасте 6,5 лет количество "незрелых" детей уменьшается до 23-30 процентов, а среди семилетних оно еще ниже - 10-15 процентов.
Согласно современному законодательству, ребенок может быть принят в первый класс, если к началу учебного года ему исполнилось не менее 6 лет 6 месяцев. Шестилетние дети (6,5 лет) могут поступить в школу или учебно-воспитательный комплекс (УВК) лишь при условии, что образовательное учреждение располагает всем необходимым для организации обучения таких детей.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ СТЕПЕНЬ "ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ"?
Более 20 лет назад ученые-гигиенисты разработали специальные диагностические приемы, которые позволяют с высокой степенью точности судить о готовности ребенка к школе.
Определение готовности детей к обучению проводится врачом детского дошкольного учреждения или детской поликлиники (если ребенок не посещает детский сад). Такая диагностика - часть углубленного медицинского осмотра детей (плановой диспансеризации).
Врачи рекомендуют проводить диагностику "школьной зрелости" дважды. Первый раз в октябре-ноябре, почти за год до поступления в школу. Это позволит родителям дошкольников с отставанием в развитии необходимых функций заранее провести коррекцию. Например, ребенок с дефектами речи может позаниматься с логопедом. Наличие стойкого дефекта речи у ребенка 4-5 лет является основанием для направления его в логопедическую группу детского сада. Чем раньше начать коррекционные занятия, тем выше будет их эффективность.
Повторная диагностика (в апреле-мае) позволяет окончательно сформировать мнение о готовности ребенка к обучению в школе. По разным причинам описанный выше порядок определения уровня готовности ребенка к обучению в школе выполняется далеко не всегда. Однако ситуация не безнадежна. Во-первых, если ваш ребенок посещает детский сад, опытный воспитатель с большой степенью точности может определить проблемы в развитии вашего ребенка. Во-вторых, во многих школах сейчас работают детские психологи, которые тоже могут помочь.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ОКАЗАЛСЯ "НЕЗРЕЛЫМ"?
Если ему 6,5 лет - повремените с поступлением в школу. Даже если к началу учебного года ребенку уже исполнилось 7 лет, но у него серьезные проблемы со здоровьем (хронические болезни, часты обострения и т. д., лучше отложить учебу на год. Возможно, обстоятельства вынуждают вас отдать такого ребенка в школу, тогда постарайтесь выбрать щадящий вариант обучения: четырехлетняя начальная школа, учебно-воспитательный комплекс на базе дошкольного учреждения, класс компенсирующего обучения.
"Незрелость" детей не может быть причиной отказа в приеме для обучении в школе, окончательное решение остается за родителями. Однако не забывайте, что речь идет не просто об учебе, а о здоровье вашего ребенка.