Наталья Тимченко
Консультация для родителей «Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы в подготовительной группе.
Есть такая страна
Заветная,
Необычная-Семицветная.
Если в ней не бывали
Раньше вы, знайте:
Леса там-оранжевые,
Море сладкое там-
Не соленое,
Там веселое небо-зеленое,
Эта страна заветная-
Детство моё семицветное.
О. О. Дриз
Незабываемая пора-детство. Для меня детство- это вкус парного молока и сказки дедушки Вани. Мастер он был сказки рассказывать :о Кощее, Бабе Яге, о Чуде-Юде поганом. Занимательный сюжет, удивительные герои, чудеса и волшебство завораживали и очаровывали.
Публикация «Консультация для родителей „Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок!“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
Так получилось, что взрослея, я замечала в сказке все новые и новые грани: это и ощущение истинной поэзии, которое открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений;и приобщение к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку; и бескорыстное добро, которого так не хватает в нашей жизни.
Три года назад, я приняла среднюю группу. Ребятишки были сплошь " домашние", не садиковские. Как- то в шутку сказала какую- то цитату из сказки :"Утро вечера мудренее" или " Направо пойдёшь-коня потеряешь. "И -никакой реакции.
Я была удивлена. Стала их спрашивать : а этот герой из какой сказки, а такой случай где был описан?Дети пожимали плечами, переглядывались, но молчали!И лишь один мальчик сказал, что знает Илью Муромца и Добрыню Никитича и то только потому, что смотрел одноименные мультфильмы по телевизору!
А как же книги? Я столкнулась с тем, что родители не читают детям на ночь сказки! Ведь это же очень важно!Именно в этот момент формируются не только важнейшие психические процессы, которые помогут ребёнку стать успешным школьником, но и происходит приобщение маленького человека к духовным истокам своего народа. Телефоны и планшеты отдаляют родителей от детей. Но ведь эта ниша в душе человеческой все- же остаётся,и ребёнок должен заполнить её чем-то другим. И вряд ли лучшим.
Книга будет всегда. Сколько живёт телевидение? 100, 50 лет, а самым древним книгам (возьмём библиотеку Ярослава Мудрого) - уже тысячу!
Слово, мудрое людское слово- великая вещь! Оно вбирает в себя и жизненный опыт, и мудрость, и визуализирует будущее. В связи с этим, сказка- глоток воздуха, свежее дыхание. А когда берёшь в руки книгу и представляешь, сколько людей над ней работало, да сколько прочитало, а сколько ещё прочтут,и окутывает тебя ощущение единства с миром людей- живущих и живших, и переполняет чувство благодарности к печатному слову, к слову живому, живущему.
И стали мы с ребятами исправлять эту ошибку.
Сказки мы слушали, мы в них играли, рисовали и лепили.
И так, постепенно, эта дорогая гостья вошла в нашу жизнь, делая её понятнее и прекраснее.
И стали дети не просто дети, а красны девицы и добры молодцы.
И Иван -царевич появился с Еленой Прекрасной и Миленой Премудрой. Случись какой-нибудь ссоре-пожуришь человека, мол, как же так, ты же -Прекрасная, поступила бы она так? И сказку вспомним, и ссориться уже не хочется!
Или взял кто- то без разрешения чужую вещь, тут же привожу пример из "Царевны-лягушки", как сжёг Иванушка её шкуру лягушачью и что из этого вышло, какую беду он на себя навлёк. Повесит провинившийся "буйну голову" и задумается над своим проступком.
Все русские сказки олицетворяют радость труда. Важной особенностью народной духовной жизни является - соборность, она находит свое отражение и в сказках. Труд выступает не как повинность, а как праздник. Соборность – единство дела, мысли, чувства – противостоит в сказках эгоизму, жадности, всему тому, что делает жизнь серой, скучной, прозаичной.
Выполняя какую- либо продуктивную деятельность, обязательно расскажу, как добрый молодец из сказки о Царевне- Несмеяне два года подряд заработанные монетки в колодце терял и только на третий год весь свой заработок вернуть смог.
Попрошу помочь игрушки собрать и "Морозко "мимоходом вспомню. Ведь только трудолюбие помогло девочке и домой вернуться, и подарков воз получить. Смотришь, вот и помощники спешат,стараются.
Привожу пример, как сказка учит добиваться своего и не сворачивать с намеченного пути. Марьюшка из "Финиста-ясна сокола" не отступилась от перышка, хотя судьба её испытывала и не один раз.
В сказке отражаются и другие нравственные ценности народа: доброта, как жалость к слабому и старому, которая торжествует над эгоизмом и проявляется в способности отдать другому последнее. Вспомним сказку "Летучий корабль". Ведь только проявив эти личностные качества герой смог выполнить задание царя и изменить свою жизнь в лучшую сторону. А добрый молодец из "Морского царя " вообще бы жизни лишился, если бы бабушку не послушал.
Воплощение этих ценностей делает смысл сказки глубочайшим в противовес наивности ее назначения. Утверждение победы добра над злом, порядка над хаосом, вежливости над грубостью определяет смысл жизненного цикла сущего живого.
Дети сами нуждаются в доброте и ласке и одновременно они способны щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых-помочь им сохранить это качество на всю жизнь.
Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки, осуждать коварство, жадность, лживость.
У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказать им об отрицательном в жизни и проводить параллели с современной действительностью.
Например, изучая тему "Осторожно, незнакомец", вспомним ситуацию из "Сестрицы Аленушки и братца Иванушки".Да и сказка " Лисичка -сестричка и серый волк " научит не доверять красивой внешности и не подбирать незнакомые предметы. Героям сказки уже не помочь, а нам полезно на чужих ошибках поучиться. А это очень даже кстати, когда речь заходит о человеческой жизни.
Актуальна и злободневна на данный момент тема материального богатства и легкой наживы. В русских сказках богатство никогда не имело собственной ценности, и богатый никогда не был добрым, честным и порядочным человеком. Богатство имело значение как средство достижения других целей и теряло это значение, когда важнейшие жизненные ценности были достигнуты. В связи с этим, богатство в русских сказках никогда не зарабатывалось трудом: оно случайно приходило (с помощью сказочных помощников – Сивки-Бурки, Конька-Горбунка) и часто случайно уходило. Зайдёт ли у девочек спор о новой дорогой сумочке или у мальчиков о дорогой игрушке,напомню ненавязчиво случай с солдатом из сказки"Огниво".Задумаются мои ребята. И игрушкой дорогой поделиться захочется, и модным платьем хвастаться перехотелось.
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. В ней заложено назидание будущим поколениям от поколений минувших.
Все новое- давно забытое старое. Будем помнить о сказках, будем их рассказывать, постигать вместе с ними мудрость мира, искать ответы и жить долго и счастливо!