Светлана Касимцева
Консультация для родителей «Славянская мифология в русских народных сказках»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Славянские мифологические персонажи в русских народных сказках».
Сказки базируются на народно-этнической культуре, на фольклорных корнях и обладает социальным, нравственно-педагогическим потенциалом. Они являются элементом культуры.
Публикация «Консультация для родителей „Славянская мифология в русских народных сказках“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Мы читаем детям сказки, они смотрят мультфильмы, где есть водяной, леший, Зима, Баба-яга и другие герои. Иногда дети спрашивают: «Кто такие леший, луговичок? Откуда они взялись?». А что им ответить? Только то, что это сказочный герой. Чтобы ответить на эти детские вопросы обратилась к славянской мифологии. Как это интересно!
Мы взрослые имеем представление о греческой и римской мифологии и совсем не знаем славянскую. А она очень красива. В ней есть не только имена богов и героев, но и все чудесное сказочное, с чем была связана жизнь нашего предка – славянина : общение с природой, заговорное слово, волшебная сила трав. Среди славянской мифологии нет героев вызывающих смертельный ужас, омерзительных существ. Есть недобрые, вызывающие страх, непонятные, но больше добрых, стремящихся помочь человеку в повседневной жизни, умных и прекрасных. Славянские боги, божки, духи и герои слиты с народным бытом и бытием, окружающей природой. Поэтому русские сказки часто рассказывают о домовых, водяных и леших.
Пусть наши дети знакомятся с миром сказок, где все роли играют славянские мифологические персонажи, а не герои мультфильмов-ужастиков.
Вот краткая характеристика некоторых мифологических персонажей :
Водяной – хозяин рек, озер, ручьев. Живет под водой, в гуще водных растений у него построены богатые палаты из ракушек и разноцветных речных камешков. Рыбы являются слугами. Водяной летом бодрствует, а зимой спит. В основном водяного представляли в обличии старика с зеленой бородой и волосами.
Домовой – дух-хранитель домашнего очага. Одна из главных функций Домового – незримо помогать хозяевам. Он любит трудолюбивых и помогает им, а ленивым он намеренно помогает развалить хозяйство. Домовой представляется как небольшого роста старичок.
Аука – один из духов леса. Это воплощение лесного эха. Как и прочие лесные духи, он чувствует себя хозяином леса, в основном зимой, когда спит леший. Его представляли маленьким пузатеньким человечком с надутыми щеками.
Леший – один из лесных божков. В каждом лесу есть свой Леший, где он является хозяином и подчиняется только Святобору. Образ Лешего противоречив. С одной стороны, он пугает людей, может унести ребенка, сбить с пути. Но, с другой стороны, - он хранитель леса и плохо относится только к тем людям, которые плохо обращаются с лесом и его обитателями. Представляется Леший человеком, одетым в кафтан, подпоясанным кушаком, обутым в лапти. Правда, правый лапоть надет на левую ногу, а левый – на правую и левая пола кафтана запахнута на правую.
Святобор – бог-хранитель все лесов. В подчинении имеет слуг – леших и светлячков, т. е. лешие наблюдают за порядком в лесу днем, а светлячки – ночью. Представляется он человеком огромного роста, с зеленой моховой бородой, в зеленой шапке и плаще из хвои.
Зима – божество, хозяйка одноименного времени года. Зима имеет слуг: поземки, вьюги и метели. Главная задача зимы – намести как можно больше снега. Зима нагоняет стужу и холод, ее прихода ждет все живое, особенно дождливой. Ненастной осенью. Представляется Зима одетой в белоснежную шубу и разъезжающей по земле на пегой кобыле. При этом она дышит ледяным дыханием, что все замерзает.