Татьяна Бондарева
Консультация для родителей «Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей.
«Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека"
Как приятно слышать от своего крохи вежливые фразы: "Спасибо", "Пожалуйста","Будьте добры"; видеть проявления благодарности в ответ за заботу! Чтобы ребенок с раннего детства обучался вежливым словам и выражениям, необходимо их постоянное использование в речи окружающими людьми. Тогда малыш будет впитывать все, как губку. Однако вежливость для детей заключается не только в заученных фразах, но и в тактичном поведении, которое также зависит от действий взрослых. Только своим собственным примером можно выработать у малыша хорошие манеры.
Публикация «Консультация для родителей „Учим ребенка хорошим манерам и воспитываем вежливого человека“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Вежливость. Консультации для родителей
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Культура поведения для детей
- Темочки
Что такое вежливость, какую роль она играет в жизни человека?
Важно! Прежде чем преподносить уроки вежливости для детей, родителям самим надо хорошо понимать, что такое вежливость. Главное в воспитании ребенка - не только знать, как формируются хорошие манеры, но и самому ими обладать.
Вежливость - важнейшее качество воспитанного человека, которое помогает установить нравственное равновесие, облегчить дальнейший путь в жизни. В древности словом "вежа" называли знатока, знающего правила приличия, умеющего выразить доброжелательное отношение к другим людям. И сегодня, общаясь с воспитанным человеком, ощущаешь его благорасположение, при этом беседа с ним доставляет радость и позитив. При этом каждый в жизни сталкивался с людьми, у которых масса положительных качеств, но если у них отсутствуют хорошие манеры, то начинаются неприятности. В то же время, если хорошие манеры являются лишь притворством, средством достижения собственных целей, такая тактичность не вызывает доверительных отношений. Поэтому вежливость не является необходимой мерой общения с людьми, она должна исходить из внутреннего состояния человека, из его общей доброжелательности ко всему окружающему. Известный священнослужитель Франциск Ассизский справедливо сказал: "Вежливость тесно связана с любовью. Она ее младшая сестра, всегда сопровождает ее, и раскрывает ей врата сердец".
С чего нужно начинать воспитание вежливости?
У многих родителей возникает вопрос, как научить ребенка вежливости и хорошим манерам. Психологи говорят, что вежливость для детей начинается с "волшебных" слов. Уже с раннего возраста малышу необходимо объяснить, что в разных ситуациях нужно говорить: спасибо, пожалуйста, извините. Это первые слова вежливости, которые должен знать каждый ребенок. Специалисты дают такие советы:
-Не заставляйте свое чадо заучивать эти фразы на автомате, старайтесь, чтобы он произносил их искренне.
-Уделяйте внимание любым мелочам, за которые нужно благодарить, так как из них складывается наша повседневная жизнь.
-Обращайте внимание ребенка, что, говоря каждый раз слово "спасибо", он учится быть благодарным; желая спокойной ночи или доброго утра, он сам заряжается позитивом.
-Стоит объяснить крохе, что нужно считаться с правами других людей, не высказывать громко свои негативные мысли, сдерживать свои эмоции, заменяя их "волшебными" словами.
-Учите малыша отстаивать свое мнение не криками и кулаками, а вежливым отношением к окружающим
Проблемы при обучении вежливым манерам.
Не всегда мамам, папам и педагогам удается с первого раза обучить дитя этикету. Основными препятствиями, с которыми могут столкнуться взрослые при воспитании вежливости у детей, становятся следующие моменты:
*карапуз не реагирует на замечания взрослых;
*отмалчивается при попытке заставить его произнести "волшебные" слова;
*использует в речи ненормативную лексику;
*капризничает и не подчиняется просьбам взрослых проявить хорошие манеры.
С чем это связано?
1. Часто такие проблемы с вежливостью проявляются у детей - трехлеток, так как кризис трехлетнего возраста характеризуется повышенным упрямством. Родители должны запастись терпением и исправлять погрешности в поведении малыша собственным примером. Не помешает чаще хвалить кроху за хорошие поступки.
2. Зачастую подобное поведение проявляется и в младшем школьном возрасте, когда ребенок стоит на пороге перехода к подростковому периоду. В этот период ребята хотят доказать окружающим свою взрослость. И не находят ничего лучшего, чем нарушать этикет, вносить в свое поведение вызывающие манеры: грубый тон, нарочитое пренебрежение правилами поведения в общественных местах, нежелание выполнять застольный этикет.
задача родителей - проявить максимум понимания и показать своим поведением вежливое отношение к ребенку, к его возрастающей самостоятельности.
Как поступать с детской непосредственностью?
При воспитании вежливости у детей родители часто сталкиваются с детской непосредственностью, которая проявляется, казалось бы, в неумении детей вести себя правильно в обществе. Порой взрослые могут попасть в такие неудобные ситуации, связанные с нарушением правил вежливости их детьми, как:
-показ на людей пальцем в общественных местах;
-высмеивание других детей, попавших в неловкую ситуацию;
-обсуждение необычной внешности постороннего во всеуслышание;
-обсуждение домашних дел при посторонних людях;
-нарушение застольного этикета (ковыряние в носу, чавканье, хватание еды руками и подобное).
Даже при правильном воспитании такие ситуации могут возникнуть от недостаточного самосознания малышей. Во всех этих случаях родителям необходимо поговорить со своим чадом еще дома, объяснить, какие поступки можно делать, а какие нельзя.
Постарайтесь при помощи разных способов объяснить ребенку, если бы он был на месте тех людей, в отношении которых были произведены неэтичные действия, то ему стало бы неприятно общаться с такими ребятами.
Как обучать детей вежливости дома?
Известно, что первые зачатки вежливости закладываются в семье. Практически правила вежливости для детей преподносятся близкими, а потом уже социумом. Карапуз неосознанно копирует поведение своих мам и пап. Родители могут воспользоваться этим и ненавязчиво прививать первые правила этикета, например, если каждый вечер желать чаду спокойной ночи, а после пробуждения доброго утра, благодарить за добрые дела, просить прощения в неловких ситуациях, то дети уже с младенчества будут вести себя так же.
Как еще можно рассказать детям про вежливость?
По советам специалистов используем детскую "Азбуку вежливости",
"вежливые" игры
Игра – метод самый доступный для понимания и формирования у крохи необходимых навыков вежливости, так как является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.
Наиболее эффективными в уроках вежливости для детей будут сюжетные игры: "Накормим куклу", "День рождения мишки", "Магазин", "Купание куклы", "Водитель автобуса", "Путешествие" и подобные им. Такие любимые игры дошколят учат их правилам вежливости и хорошим манерам. Даже для самых маленьких можно создавать игровые ситуации, в которых малыш будет учиться этикету.
Например:
1)Возьмите куклу или плюшевого мишку, протяните его лапку и скажите: Здравствуй! Ребенок протянет руку в ответ и ответит.
2)Передайте при помощи игрушки любой предмет и скажите: Пожалуйста, это тебе! Карапуз должен сказать: Спасибо!
3)Дети очень любят стишки, можно поиграть с игрушками, задавая вопросы про вежливость и хорошие манеры в стихотворной форме:
"Кто из вас, проснувшись бодро,
“С добрым утром!” скажет твердо? (игрушки "отвечают" маминым голосом: это я, это я, это все мои друзья)
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться? (аналогично: это не я.)
У кого из вас в порядке,
Куклы, книжки, шоколадки?" (игрушки отвечают)