Алла Чекмарева
Консультация для родителей «Учимся, играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая форма занятий является одним из условий успешного формирования всех компонентов языковой системы, в том числе и фонематического. Загадка – наиболее эффективное средство активизации мыслительной деятельности, развития речи и фонематического восприятия. Поэтому она чаще всего используется воспитателями и логопедами.
Загадка помогает детям осваивать наряду с фонематическими и лексико-грамматические закономерности, и стилистические особенности текстов (сказок, рассказов, поговорок, потешек). С ее помощью дети быстрее и надежнее запоминают новые словоформы, устойчивые обороты, образные выражения, осваивают лексическую сочетаемость слов, легко подбирают слова, сходные по звучанию. Мир родного языка становится понятным, доступным, а значит – интересным.
Публикация «Консультация для родителей „Учимся, играя“» размещена в разделах
В последнее время педагогами часто используются так называемые структурно неоконченные загадки: их незавершенность связана с синтаксическим оформлением, с пропуском рифмы. Завершенность появляется при нахождении слова-отгадки:
Куда бежит – сама не знает,
В степи ровна, в лесу плутает,
Споткнется у порога,
Что это? (Дорога).
При ритмизированном тексте языковая задача решается довольно просто, с помощью актуализации слова-рифмы:
По реке плывет бревно.
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит… (крокодил). Е. Серова
Такие игры-загадки получили название «Подскажи словечко». Они развивают у детей чувства ритма и языковое чутье, операции памяти, воображения, речеслухового внимания, обогащают и актуализируют лексикон.
В практике логопедической работы загадки «Подскажи словечко» подбираются с учетом лексических тем. Их содержание отвечает программным требованиям, принципам общей и специальной педагогики. Разнообразие видов игровых и дидактических упражнений создают положительную и стойкую мотивацию к преодолению имеющихся речевых нарушений и формируют основы общеучебных навыков.
Игры-загадки «Подскажи словечко» используются при различных видах языкового анализа и синтеза, для преодоления имеющихся у дошкольников нарушений развития фонематических представлений, слухового восприятия и лексико-грамматического строя речи.
При формировании у детей умения делить слова на слоги загадки «Подскажи словечко» используются следующим образом. Детям дается задание: «Отгадайте загадки, а отгадки найдите у себя на карточках». Карточки выглядят так: на листе двойного картона наклеена картинка, под ней – прорезь. Между двойным картоном вставляется лист бумаги, на котором дети изображают схему слогов в виде прерывистых линий. Например, читается загадка:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?. (Карандаш).
Предварительно ритмический рисунок слова-отгадки воспроизводится с помощью хлопков. Каждый ребенок находит на карточке изображение карандаша и в прорези под ним рисует схему: _ _ _.
Аналогичные карточки используются и для звукового анализа слов, рисуя кружочки и раскрашивая их в нужные цвета (гласный звук – красным, твердый согласный – синим, мягкий согласный – зеленым).
Для развития фонематического восприятия детям предлагаются различные логические упражнения, развивающие сознательное отношение к звуковому составу слов. Задания разнообразны:
- различение слов, близких по звуковому составу:
Сел в машину верный пес,
У него в чернилах … (лапа, шея, нос);
- подбор в рифму слов с определенным звуком:
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ушки).
( Предлагаются слова: ушки – лягушки – катушки – хрюшки – хлопушки – кукушки).
- поиск слов, отличающихся одним звуком:
Сладко спит в берлоге… МИШКА,
На столе с салатом … МИСКА;
- самостоятельное придумывание рифмы:
В этой молодице прячутся девицы:
Каждая сестрица для меньшей – темница.
Красные щечки, пестрые платочки,
Хлопают в ладошки веселые … (матрешки).
( Предлагаются слова: матрешки – кошки – ложки – мошки – ладошки – картошка – поварешка).
- анализ рифмованных слов: какое слово не подходит по смыслу? Почему? Какое слово должно стоять вместо него?
В лесу бежит от волка … ЧАЙКА,
Парит над океаном … ЗАЙКА;
- анализ слов, начинающихся с разных звуков:
Лиза пробовала …СУП,
Заболел у Лизы … ЗУБ;
- синтез звука и слова (упражнение «Превращалки») :
Если слово к букве «У» присоединяется,
Слово новое, другое сразу получается.
Буква «У» отметку КОЛ
Переделает в … УКОЛ.
А когда я строил ДАЧУ,
Принесла мне «У» …Удачу,
И теперь поселок ДАЧНЫЙ
Называется … УДАЧНЫЙ.
И. Лопухина
-анализ слов, содержащих преднамеренные ошибки (упражнение «Найди опечатки») :
Увидал я в клетке рысь,
Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
На столе – большая пышка,
В норку тащит ее мОшка.
Стоит избушка у воды,
А из трубы струится дОм.
Такие игры-загадки сосредотачивают внимание детей на восприятие стихотворного текста, предупреждают его механическое повторение и запоминание. Они развивают также словесно-логическую память, активизируют весь спектр познавательных процессов.