Наталья Федотова
Консультация для родителей «Ура! Звук родился»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образование
Селенгинский район
МБДОУ ЦРР - детский сад №13 «Радуга»
«Ура! Звук родился»
Методическая разработка консультации по ознакомлению родителей о постановке и автоматизации звука [Р], в домашних условиях.
Дата проведения:
март 2013г.
Место проведения:
МБДОУ ЦРР
– д/с №13 «Радуга»
Составила:
учитель-логопед
I кв. категории
Публикация «Консультация для родителей „Ура! Звук родился“» размещена в разделах
Федотова Н. И.
г. Гусиноозерск
2013 г.
С каждым годом количество детей с речевой патологией неуклонно растет, и усложняются диагнозы детей.
Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса – педагогов, родителей и других членов семьи.
Таким детям требуется помощь взрослого. В одних случаях необходима специальная логопедическая работа. В других — консультации логопеда или могут помочь сами родители. Это зависит от степени выраженности дефекта произношения, а также от индивидуальных особенностей ребенка…
Семья для ребенка — одновременно и среда обитания, и воспитательная среда. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни малыша и, по данным исследований, намного превышает воспитательное воздействие образовательных учреждений, СМИ, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Именно в семье ребенок делает первые шаги в общении, пробует через слово выразить свои потребности, эмоции. Речь родителей, да и других окружающих ребенка людей, имеет первостепенное значение в формировании его произносительной, грамматической, лексической стороны речи.
Успешность родительского воспитания, в том числе формирование и развитие правильной речи, опираются на ряд условий.
- родители должны хорошо знать своих детей, их положительные и отрицательные качества, недостатки в формировании речи и причины их возникновения. Но часто они не слышат недостатков речи своих детей, не соотносят их с физиологическим состоянием (аденоиды, хронический ринит и т. д.) и считают, что с возрастом их речь нормализуется сама собой, поэтому не придают особого значения логопедическим занятиям.
- родители должны помнить, что на результативность коррекционной работы влияют их личный опыт и авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером.
(Слайд №2)
К сожалению, многие родители плохо представляют (или не хотят, как можно помочь своему ребенку исправить недостатки развития речи. Обеспокоенные его речевым развитием, они обращаются к разным источникам информации; читают специальную литературу, пытаются самостоятельно применить описанные там методики, обращаются к Интернету.
Поэтому для создания благотворной почвы для развития правильной, грамотной красивой речи детей дошкольного возраста возникла необходимость в методической разработке по ознакомлению родителей о постановке и автоматизации звука [Р], в домашних условиях.
Цель: Оказание помощи родителям в овладении основными методами и приёмами постановки и автоматизации звука [Р], в домашних условиях.
Задачи мероприятия:
1. Познакомить участников с эффективными, инновационными методами и приемами организации разнообразных игр, используемых в практике работы логопеда.
2. Активизировать знания родителей о необходимости по постановке и автоматизации звука [Р].
3. Обучить игровым приёмам автоматизации поставленного звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и в речи.
(слайд №3)
Целевая аудитория:
Родители детей старшего дошкольного возраста МБДОУ ЦРР – детский сад № 13 «Радуга»
Структура мастер-класса
1 Теоретическая часть:
- актуализация;
- постановка проблемы (цель, задачи);
- возрастные особенности развития звукопроизношения.
2 Практическая часть:
- этапы исправления недостатков звукопроизношения (упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук и речевого дыхания, выполнение артикуляционной гимнастики);
- приемы постановки и автоматизации звуков;
- дифференциация поставленных и автоматизированных звуков;
- автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи;
- презентация дидактического материала;
- выполнение заданий и решение проблемных вопросов участниками, обмен идеями.
3 Рефлексия.
(слайд №4)
Мои девизы:
«Послушай – и ты узнаешь,
Посмотри – и ты поймешь,
Сделай – и ты научишься!
Сделай лучше нас!»
(слайд №5)
Возрастные особенности развития звукопроизношения.
Звуки – основной строительный материал человеческой речи, и только при их четкой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит – служить средством общения.
Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. По данным результатам обследования речи детей МБДОУ города Гусиноозерск примерно 60% детей неверно произносят звуки родного языка, и количество таких малышей не уменьшается.
Нарушение звукопризношения не только косметический дефект, но и серьезное препятствие в овладении ребенком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Таблица звукопроизношения. (Слайд №6)
Что должен уметь ребё нок:
В 3 года малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращённую к нему речь и умел донести ее до другого. Если ребёнок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его невнятную речь – всё в порядке. Помощь специалиста нужна 3-х летним молчунам, малышам, которым неясны самые простые ваши требования.
В 4 года ребёнок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только посторонние. Кстати, для мам и пап – это своеобразный критерий «правильности речи» сына или дочери. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и могут «перевести» детский язык на взрослый. Но если воспитательница несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно работать с логопедом.
В 5 лет ребёнок ещё может не выговаривать звук «Р», а в 6 лет перед школой должно быть нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно говорить.
Практическая часть
При устранении недостатков в произношении того или иного звука нужно придерживаться строгой последовательности этапов исправления недостатков звукопроизношения :
1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
[р], [р'] — можно начинать автоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
Автоматизация звуков в словах :
проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Автоматизация поставленных звуков в предложениях :
каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).[Р]-[Л]
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, развлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
(слайд №7)
1 этап подготовительный.
Хорошая вещь – профилактика, особенно своевременная. Хотите, чтобы у ребёнка вовремя появился звук [Р] (да и все остальные звуки? Не поленитесь заглянуть ему в рот буквально на первых же днях жизни. А ещё лучше, если это сделает хирург-стоматолог. Объект внимания – язычок. Всё ли в порядке с его строением? Конечно, родителям разобраться в этом сложно. Специалист же быстро заметит любые неполадки. Например, слишком маленький язык, или чрезмерно большой. А, может быть, уздечка (связка) под язычком малыша слишком коротка? Все эти отклонения от нормы на первых порах будут затруднять процесс кормления, а впоследствии – помешают появлению не только звуков [Р], [Р'], но и свистящих [С], [З], [Ц]; шипящих [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]; соноров [Й], [Л], [Л']. Не пугайтесь, если для разрешения проблем с языком или подъязычной уздечкой специалист предложит хирургическое вмешательство. Порой оно просто жизненно необходимо.
Дыхательная гимнастика
Важнейшие условия правильной речи - это плавный, длительный выдох, четкая, ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание поверхностное, аритмичное. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. 2 недели лежа, 2 недели стоя, 2 недели сидя.
Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо - и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
1. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя, положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков :
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три., стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь.).
6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – система общих артикуляционных упражнений. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Всю систему артикуляционной гимнастики можно разделить на два вида упражнений: статические и динамические. Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как логопеду не нужно всякий раз объяснять способы выполнения.
При подготовке к постановке каждого очередного звука логопед выбирает из всех артикуляционных упражнений только те, которые он считает необходимыми, сообразуясь с артикуляцией фонемы, которую будет ставить, и с особенностями органов артикуляционного аппарата ребенка.
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
• Необходимо соблюдать определенную последовательность - от простых упражнений к более сложным.
• На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
• Количество повторов каждого упражнения от 2 до 15 раз.
• Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
• Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
• Выполняйте рекомендованный логопедом комплекс артикуляционной гимнастики каждый день.
• Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
• Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в игровой форме.
Чтобы [Р] у малыша зазвучал правильно, надо подготовить для его появления основательную базу. Как это сделать? Легко! В процессе игр, например, в лошадку, взрослый показывает с помощью языка и губ, как цокают копытца, как лошадку останавливают, как она при этом фыркает. Ребё нок повторяет все эти движения артикуляционных органов: цокает язычком, фыркает, произносит звукоподражания : «и-го-го!», «тп-п-п…», «но!». Воспроизводя забавные имитации, ребёнок укрепляет мышцы языка, исподволь придаёт ему нужную для произнесения звука [Р] форму. Но и это ещё не всё. Не думайте, что после первой же тренировки звук тотчас появится. Изображать вам предстоит (и не один раз) не только лошадку, но и прочую живность.
(Слайд № 8)
2 Этап постановки звука Р
Знакомство с положением органов артикуляции при произношении звука Р
Заучи, как правильно нужно произносить звук Р.
Рот широко открыт.
Зубы на большом расстоянии.
Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
Горлышко гудит.
Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
Р___
При постановке правильного произношения звуков пользуемся основными способами:
Первый способ основан на подражании. Пользуясь слухом, зрением, тактильно-вибрационными и мышечными ощущениями, ребенок воспринимает звучание и артикуляцию фонемы и сознательно пытается воспроизвести требуемые движения речевых органов, требуемое звучание. При этом непосредственное слуховое восприятие, восприятие видимых речевых движений, в том числе собственных (с помощью зеркала, ощущение рукой струи выдыхаемого воздуха, вибрации гортани могут быть дополнены восприятием работы речевых органов, отображенной с помощью различных пособий.
Второй способ состоит в механическом воздействии на речевые органы при помощи каких-либо приспособлений (шпатель, зонд). При этом способе используется некоторая исходная артикуляция, и на её основе механическим путем речевые органы пассивно приводятся в требуемое положение или движение…
3 этап. Автоматизация звука (в слогах, словах, предложениях, чистоговорках и стихах, связных высказываниях).
К автоматизации поставленного звука логопед переходит тогда, когда ребенок произносит звук изолированно правильно и четко при продолжительном или многократном его повторении.
Лексический материал, подбираемый логопедом для автоматизации звуков (как и для дифференциации) содержит максимальное количество закрепляемых звуков.
Требование соблюдения строгой последовательности в работе над автоматизацией звука предусматривает постепенное усложнение лексического материала, переход от простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слогов за логопедом к называнию предметов, действий, описанию простейших ситуаций, изображенных на картинке, воспроизведению по памяти стихов, чистоговорок, скороговорок и далее к пересказу коротких рассказов, составлению рассказов по серии картинок и, наконец, к свободному речевому общению.
Автоматизировать звук нужно в строгой последовательности
1. автоматизировать звук в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
2. автоматизировать звук в словах (в начале слова, середине, конце);
3. автоматизировать звук в предложениях;
4. автоматизировать звук в чистоговорках, скороговорках и стихах;
5. автоматизировать звук в коротких, а затем длинных рассказах;
6. автоматизировать звук в разговорной речи
Автоматизация звука в слогах.
Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука. Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.
В домашних условиях автоматизировать звук в слогах можно в таких играх:
«Пальчики шагают», «Собери пирамидку», «Нанизываем бусы», «Развяжи узелки», «Прищепи прищепку», «Намотаем нитку на клубок», «Придумай иностранный язык», «Запомни и повтори», «Назови ступеньку», «Подскажи последний слог».
Автоматизация звука в словах.
На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)
Автоматизация звука в предложениях.
Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т. д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова -часы и речка-, -щука и щегол-, -слива и автобус-. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)».
Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.
Игра «Узнай по описанию», потребует от вас активизировать словарный запас, а ребенок сможет узнать и научиться употреблять в речи новые слова. Скажите: «Я задумала предмет, но не назову его, а расскажу о нем». В загаданном слове должен быть закрепляемый звук : «Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям». Или: «Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим».
Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего. Объясните ему, что нужно рассказать о предмете: размеры, форма, цвет, вкус (если это продукт); если это предмет неживой – что им можно делать, на что он похож.
Такие упражнения трудны для детей, т. к. они думают о смысле, содержании ответа и забывают о правильном звукопроизношении, что повышает качество автоматизации звука.
Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания звуков.
4 этап Дифференциация поставленных и автоматизированных звуков
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи
Помните! звук автоматизирован тогда, когда мы произносим его, не задумываясь. Ребё нку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие того самого звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребёнку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймёте, какая трудная задача перед ним стоит. Поэтому никогда не торопите ребёнка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, а лучше – поиграйте в фанты. Правила просты: договорившись с ребёнком, что когда ребёнок будет забывать правильно произносить звук, он должен будет отдать вам фант (магнитик). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребёнок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был звук (Вера рисует. Рекс рычит. Барсук роет нору.) Можно каждый фант «обменять» на небольшое стихотворение или чистоговорку.
3Рефлексия.
Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных Вам эмоций картинку, соответствующую Вашему настроению на нашем занятии, вложите её в конверт и оставьте свои комментарии.
Благодарю за сотрудничество!
Проводится награждение всех участников семинара медалями «Помощник логопеда».