Лучший педагог года

Консультация для родителей «В морозный зимний день».

Елена Каменских
Консультация для родителей «В морозный зимний день».

Зимой, когда резко увеличивается опасность простудных заболеваний, гриппа и других недугов в результате переохлаждения организма, правильному речевому дыханию принадлежит далеко не последняя роль в профилактике этих болезней.

Как известно, «входными воротами» для возбудителей острых респираторных заболеваний служат верхние дыхательные пути. Вирусы и микробы при благоприятных условиях бурно размножаются на слизистой оболочке, в результате чего и развивается ее воспаление – появляются насморк, кашель и другие симптомы. Значит, для того чтобы по возможности избежать заболевания и преградить путь вирусам и микробам к трахее, бронхам, легким, нужно покрепче запереть «входные ворота». И одно из главных условий здесь – это не допустить переохлаждения верхних дыхательных путей, как, впрочем и всего организма. Для этого нужно прежде всего приучать ребенка дышать носом.

Публикация «Консультация для родителей „В морозный зимний день“,» размещена в разделах

Начнем с того, что при дыхании через нос воздух прогревается значительно лучше, чем при дыхании ртом. Так, например, если температура вдыхаемого воздуха один градус тепла, то, проходя через нос, он нагревается до 25 градусов, а при дыхании ртом только до 20 градусов. Таким образом, при дыхании через нос гораздо меньше опасности вызвать переохлаждение верхних дыхательных путей.

Кстати, иной раз возникают такие ситуации, когда бывает трудно дышать только через нос, например во время бега, интенсивной физической разминки. В таких случаях нужно стараться прижимать кончик языка к небу. Тогда холодный воздух, обтекая язык, будет больше прогреваться.

Но это еще далеко не все. Проходя через носовую полость, выдыхаемый воздух не только согревается, но и увлажняется до нужных пределов и, что особенно важно, в значительной степени освобождается от взвешенных в нем пылевых частиц и бактерий. Причем под воздействием выделяемого слизистой оболочкой носа белкового вещества – лизоцима, обладающего антибиотическим действием, большинство бактерий погибает. При дыхании же ртом вся масса вредных примесей воздуха устремляется непосредственно в гортань, трахею, бронхи, что может вызвать в них развитие воспалительного процесса.

Выключение (частичное или полное) носового дыхания может привести к значительному нарушению газообмена – количество кислорода в крови уменьшается на 25 – 30 %. Детский организм особенно чувствителен к недостатку кислорода: быстро возникает кислородное голодание, снижается аппетит у ребенка, нарушается обмен веществ. И все это в конечном итоге ведет к серьезным расстройствам здоровья.

Постоянное ротовое дыхание замедляет рост щитовидной железы у ребенка; при этом также в значительной степени изменяется биохимический состав крови: уменьшается количество гемоглобина, снижается уровень сахара и кальция. У такого ребенка нередко отмечается расстройство памяти, а в более серьезных случаях – задержка психического и физического развития. Наряду с этим у детей, постоянно дышащих через рот, отмечается неправильное развитие лицевого скелета, нередки нарушения со стороны нервной системы – головные боли, раздражительность, ночные страхи, недержание мочи и т. д. Отсутствие нормального дыхания приводит к застойным явлениям в легких, к расстройству кровообращения. У таких детей нередко страдают слух, зрение, отмечаются «поломки» в системе пищеварения. В результате того что при дыхании ртом воздух не подвергается должной «биологической обработке», такие дети нередко болеют ангиной, назофарингитом, ларингитом, бронхитом и пневмонией. Частые и длительные болезни серьезно подрывают иммунитет у такого ребенка.

Вот далеко не полный перечень тех бед, которые несет ребенку отсутствие правильного дыхания.

Мы говорим ребенку: «Дыши носом!»и при этом часто забываем весьма простую истину: для того чтобы он смог выполнить нашу команду, нужно, чтобы у него нос был в полном порядке.

Каждый из нас, взрослых, на собственном опыте испытал, как бывает трудно дышать при насморке – появляются шум в ушах, ощущение тяжести в голове, снижаются обоняние, слух. А каково тем детям, у которых насморк и «заложенность» носа длятся неделями, а то и месяцами?

Затруднение носового дыхания нередко бывает связано с искривлением носовой перегородки. Этот дефект встречается у 77 % людей. Это и неудивительно, если вспомнить, скольким случайностям подвергается нос, как часто дети падают на него и как часто этот орган потом травмируется и во взрослом состоянии. Так что нос нужно беречь. Но травмы всегда неожиданное явление. И тем обиднее, что порой мы, что называется, сами себе наносим вред. Так искривление носовой перегородки развивается вследствие привычки спать на одном и том же боку, особенно вниз лицом. И все это начинается с самого раннего детства. А ведь выправить этот дефект не так – то просто. Это можно сделать только с помощью операции, которая, к сожалению, не всегда бывает успешной. Да и делают ее только взрослым.

В качестве другой, пожалуй, еще более частой причины нарушения носового дыхания служит увеличение носоглоточной миндалины, или аденоидные вегетации. В зависимости от степени увеличения носоглоточная миндалина может частично или полностью перекрывать одновременно оба носовых хода. Опытный врач–педиатр, что называется, даже невооруженным глазом легко отличит таких детей среди других: они почти всегда с открытым ртом; лицо у них своеобразной вытянутой формы, выражение его часто бывает безучастным; носогубные складки сглажены; из-за постоянного ротового дыхания губы, как правило, сухие, потрескавшиеся; тембр голоса изменен, очень часто имеет неприятный гнусавый оттенок. При постоянном дыхании ртом страдают также и зубы. И очень часто они располагаются неправильно. В результате формируется неправильный прикус. Выступающие вперед зубы подвергаются термическому и механическому воздействию воздуха и поэтому быстрее разрушаются. Не случайно и взрослые, привыкшие дышать ртом, чаще болеют кариесом зубов.

У детей, имеющих разрастание аденоидных вегетаций, настолько прочно укореняется привычка дышать через рот, что очень часто даже проведенная операция по их удалению не меняет сложившегося стереотипа дыхания. И это обстоятельство нередко ставит в тупик родителей : ведь путь для свободного дыхания через нос уже расчищен. В таких случаях требуется длительная и упорная тренировка, направленная на «переучивание дыхания», чтобы восстановить нормальный физиологический навык дыхания через нос. И здесь на помощь ребенку приходит лечебная физкультура. Один из простейших ее приемов – ребенка заставляют пускать мыльные пузыри через соломинку либо надувать футбольные камеры. При этом его просят, чтобы он обязательно вдыхал воздух через нос, а выдыхал через рот. Другими словами, чтобы все выполнял как нормально дышащий человек

И все же любые заболевания всегда легче предупредить, нежели лечить. И в этом важном и нужном деле большую роль могут сыграть систематические физические тренировки. Хороши для этих целей занятия ходьбой и бегом, с помощью которых можно вырабатывать у ребенка навыки полного дыхания. Не следует забывать и об утренней гигиенической гимнастике. К ней полезно добавлять массаж передней и боковой поверхности шеи. Освоить его не представляет большого труда: руки заложить за голову и ладонями начать медленное поглаживание шеи сверху вниз, слегка надавливая на кожу и мышцы; движения нужно проводить по подмышечных впадин; дышать ровно через нос. Повторить движения 20 – 30 раз.

Очень многим детям, да и некоторым взрослым необходимо развивать закаливающее носовое дыхание. А проще говоря, научиться дышать носом. Только так можно защитить легкие от пыли и адаптировать их к холодному воздуху.

Украинские ученые С. В. Цвек и В. С. Язловецкий рекомендуют для этого следующие упражнения:

1. Сделайте 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздрю (4 – 6 секунд, по очереди закрывая их большим и указательным пальцами.

2. На вдохе оказывайте сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. Во время более продолжительного выдоха такое сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа указательными пальцами.

3. Выключите ротовое дыхание поднятием кончика языка к твердому небу. При этом вдох и выдох осуществляются через нос.

4. Сделайте спокойный вдох. На выдохе одновременно с постукиванием пальцами по крыльям носа произнесите слоги ба–бо–бу.

Советуем вначале самим освоить эти упражнения, а потом обучить всему этому ребенка.

Нормализовать проходимость носовых ходов помогает также точечный массаж биологически активных точек на лбу, переносице, возле крыльев носа, на подбородке.

В народе сохранилось старинное дыхательное упражнение, прекрасно укрепляющее нос, очищающее его придаточные пазухи потоком воздуха: его называют брюшно–носовое выдыхание. Заключается оно в следующем. Нужно быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, расположенные ниже пупка, и одновременно сделать резкий выдох через нос. Выдох производится при обычном движении брюшного пресса.

Понятно: здесь тоже взрослые должны освоить упражнение, а потом научить своего ребенка.

Значительно ускоряют закаливание, особенно маленьких детей, следующие упражнения. Попросите ребенка сжать пальцы в кулак. Во время выдоха нужно, чтобы он широко раскрыл рот и насколько возможно высунул язык, стараясь кончиком языка коснуться подбородка. Затем следует, чтобы ребенок задержал дыхание на 5 – 10 секунд, потом вдохнул, разжав пальцы. Упражнение повторяют 3 – 4 раза.

Это улучшает кровообращение в верхних отделах дыхательных путей (горле, голосовых связках, повышает устойчивость организма к недостатку кислорода, холоду, микробам.

Для закаливания и повышения местного иммунитета слизистых оболочек носоглотки можно рекомендовать также полоскание их 1,5 % - ным раствором морской соли. Для получения такого раствора кладут одну неполную столовую ложку (детям – 2 чайные) на 0,75 л кипяченой воды. Полоскание глотки проводятся после завтрака и ужина, что, кстати, «укрепляет» и небные миндалины, предупреждая ангину. Как уже говорилось ранее, эта процедура способствует сохранению зубов, профилактике стоматитов.

Для дезинфекции носоглотки можно также порекомендовать многократное жевание листьев шалфея, растительный антибиотик которого (сальванин) разрушается при термической обработке и запаривании. Полезно также жевать еловую смолу, а при аллергических насморках смазывать носовые ходы мазью алоэ.

Литература:

Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практ. врача – педиатра: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : Просвещение, 1991.

Материал подготовил: учитель – логопед Каменских Е. В.

Публикации по теме:

План работы с родителями в 1 младшей группеПлан работы с родителями в 1 младшей группе С детьми младшего возраста,а у меня 20 летний стаж работы, я впервые работаю, так получилось. Поэтому всё было первый раз и приём таких маленьких.

Профилактика простудных заболеваний.Профилактика простудных заболеваний. Вот уже зима на исходе. Но от простуды и гриппа никто не застрахован. В нашем детском саду соблюдаются меры профилактики простудных заболеваний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «В морозный зимний день».
Опубликовано: 6 мая 2013 в 01:35
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД