Скуратова Елена Александровна
Консультация для родителей «Воспитание заботливого отношения к окружающим»
Развитие ценности заботы о ближних у детей является фундаментальным аспектом нравственного воспитания. Данный процесс начинается с раннего возраста и формируется в контексте отношений ребенка с окружающими людьми. Глубина и искренность заботы зависят от того, насколько эти отношения пропитаны нравственным содержанием.
Публикация «Консультация для родителей „Воспитание заботливого отношения к окружающим“» размещена в разделах
Мотивация заботливого поведения у детей может быть различной: желание доставить радость взрослому, облегчить его труд, или же ожидание вознаграждения за оказанную помощь. Эгоистические тенденции часто возникают в семьях, где родители берут на себя все обязанности, не требуя от ребенка взаимной ответственности.
Заботливое отношение к окружающим охватывает широкий спектр проявлений: помощь и взаимопомощь, отзывчивость, доброжелательность, внимательное отношение к людям. Деятельность ребенка становится более целенаправленной, осознанной и эмоционально насыщенной, когда в ее основе лежит забота о других.
Развитие этого нравственного качества проходит через несколько этапов.
Первый этап характеризуется охотным выполнением просьб и заданий старших, желанием помочь другим. Второй этап - проявление внимания и чуткости не только в поступках, но и в словах. Важным является умение ребенка сдерживать импульсивные желания, которые могут противоречить интересам других.
Последний этап - проявление заботы о близких людях (родителях, родственниках). Проявления заботы приобретают общественную направленность, если ребенок посещает детский сад и участвует в коллективной деятельности.
Семейное воспитание играет ключевую роль в формировании заботливого отношения. Эмоциональная атмосфера в семье, понимание родителями целей воспитания, отношение к участию ребенка в домашних делах - все эти факторы оказывают влияние на развитие заботы у ребенка.
В идеальных семейных условиях царит положительный эмоциональный климат, родители едины в своих педагогических требованиях, и ребенок постепенно включается в семейные дела, что способствует формированию осознанной и устойчивой заботы о других.
Однако встречаются семьи, где родители допускают ошибки, нарушая единство требований к ребенку. В таких случаях условия для развития заботы не создаются в полной мере.
Наконец, в семьях с потребительским подходом к жизни и отсутствием интереса к нравственному воспитанию, дети редко проявляют заботу о других, кроме случаев прямого воздействия воспитателя.
Именно поэтому воспитателям и родителям важно уделять внимание развитию правильной самооценки у детей, поощрять их участие в домашних делах, помогать им осознавать нравственный смысл своей помощи и стремиться к тому, чтобы они были нужными и полезными членами семьи