Раиса Баландина
Консультация для родителей «Все дети разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети разные.
Да дети разные… Нетрудно заметить, что уже в первые годы жизни дети отличаются друг от друга поведением. Одни шустрые, энергичные, другие более пассивные, третьи, хотя и активны, но медлительны. Идеал большинства взрослых — послушный ребенок
Отчего же зависят эти и другие индивидуальные особенности детей? Многое, безусловно, решает воспитание. Ребенок не рождается добрым или жадным, послушным или капризным, самостоятельным или неумелым. Эти особенности складываются постепенно, под влиянием условий жизни и воспитания. Имеет значение и состояние здоровья ребенка. Если малыш ослаблен, много болеет, он может стать вялым, раздражительным, капризным.
Публикация «Консультация для родителей „Все дети разные“» размещена в разделах
Но, бывает, дети растут и воспитываются в одних условиях, в одной семье, с примерно одинаковым состоянием здоровья, а ведут себя по-разному. Например, один всегда убирал свои игрушки за собой, даже старался помочь в том возрасте, когда передвигался только на попе. Второй даже не будет делать вид, что старается тебе помочь…
Случается, что ребенок от природы активный и подвижный, а флегматичная мама не дает ему активничать. И ребенок может стать не активным. Или чрезмерная строгость к ребенку, наказания и постоянные запреты тоже могут привести к тому, что активный, подвижный ребенок становится робким, тихим молчуном.
Классификация типов центральной нервной системы детей:
1. «Уравновешенный ребенок»
Дети с сильными, уравновешенными нервными процессами, обычно настроены бодро, практически не плачут, а если и плачут, то на это должна быть существенная для них причина, при устранении которой быстро успокаиваются. У таких детей преобладают положительные эмоции – радость, удовольствие. Сон глубокий и продолжительный. Эти дети легко вступает в контакт и со взрослыми, и с детьми, не боятся новых людей, что формирует их коммуникабельность. Но, если от такого ребенка добиваться послушания, и запугивать его, он может стать боязливым, замкнутым, плаксивым.
2. «Шустрик»
У таких ребятишек процессы возбуждения выражены сильнее, чем процессы торможения (условно назовем их легковозбудимыми). Такие дети общительны. Легко вступают в контакт с другими детьми, но часто могут стать и зачинщиком конфликта. Например, приглянулась чужая игрушка, тут же её присвоит; на бегу толкнет кого-то. Воспитывая таких маленьких непосед, особые внимание надо уделять на развитие выдержки, положительных коммуникативных навыков, повышать интерес к занятиям, которые требуют усидчивости, концентрации внимания.
3. «Мямлик»
Тут в нервных процессах преобладает торможение. Они медлительны, невозмутимы, с ровным и спокойным поведением, обычно не доставляют хлопот. Такому ребенку надо помогать в преодолении инертности, и не сердиться на него за медлительность. Если на такого ребенка повысить голос, он вообще впадает в ступор. Дети этого типа часто имеют избыточный вес и хороший устойчивый аппетит. Сон их глубок и продолжителен. А вот активности им порой не хватает. Зная это, взрослые должны побуждать ребенка к активным действиям и проявлению самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может выполнить сам, пусть и не так быстро, как этого хотелось бы нам.
4. Впечатлительный ребенок
Эти дети требуют особого подхода. Они очень чувствительны ко всему происходящему вокруг, они чутко реагируют на чужое настроение, а их собственное колеблется от заливистого смеха - до слез. Такие дети остро реагируют на все: пугаются новой обстановки, незнакомых взрослых, большого количества детей, трудно и болезненно переносят поступление в детский сад. Их не надо излишне опекать, так как это только делает их неуравновешенными и робкими. А надо подбадривать и хвалить. Пусть больше двигается, выполняет поручения взрослых, развивает самостоятельность. Первые успехи окрыляют ребенка, он становится смелее и решительнее.
Таким образом, для правильного, разностороннего развития ребенка, поддержания спокойного состояния и хорошего самочувствия необходимо, чтобы его воспитание строилось с учетом типологических особенностей нервной системы. Не стоит сравнивать ребёнка с другими, ведь это самая типичная ошибка родителей в воспитании. Радуйтесь, что он подрос, поумнел, повзрослел, чему-то научился. Ищите то, в чём он преуспел, хвалите его за это и гордитесь им. Ведь самое важное в воспитании ребенка – вырастить и воспитать в нем Человека. Главное – его личность и характер. Радуйтесь тому, что ваши дети такие разные.