Получи документы

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»

Людмила Михайловна Платоненко
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Именно в этот период идет изучение многоцветной палитры чувств, ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребё нок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Развитие эмоциональной сферы ребенка происходит постепенно и оно не менее важно, чем физическое или психическое развитие.

Публикация «Консультация для родителей „Эмоциональное развитие детей раннего возраста“» размещена в разделах

В первые дни жизни ребенка его общение с окружающим миром происходит только через проявление эмоций. Поэтому для нормального эмоционального развития малыша нужны разнообразные эмоции. Источником переживаний малыша оказывается все, к чему он прикасается, все, что имеет для него интерес и значение. Во взаимоотношениях с другими людьми - взрослыми и детьми - ребенок остро чувствует и ласку, и несправедливость, добром отвечает на добро, гневом - на обиду. Родителям необходимо так взаимодействовать с малышом, чтобы он был радостным и спокойным - больше играть, разговаривать, петь колыбельные песни, поглаживать и похлопывать, улыбаться. Дети воспринимают мир очень эмоционально. Взрыв переживаний короток и может быть весьма бурным, а ребенок еще не способен контролировать свои эмоции. Так как эмоциональные реакции ребенка неосознанны и неустойчивы, малыш может плакать, а через несколько секунд вдруг начать смеяться. Если ребенок растет в доброжелательной атмосфере, в любви, ласке и заботе, то он почти всегда жизнерадостен. Такое состояние чрезвычайно важно для формирования личности малыша, его отношения к окружающим. Только благодаря положительным эмоциям, совершенствуется способность запоминать информацию и говорить.

Эмоциональные состояния ребенка первого года жизни имеет ряд особенностей, характерных для младенца: они кратковременны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны, эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. У детей раннего возраста можно наблюдать «эмоциональное заражение» : если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции у малыша чаще всего возникают в ответ на нарушение режима дня, режима кормления, укладывания и умывания, недостаточное по продолжительности общение с взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, отсутствие единства требований к ребенку и приемов его воспитания.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью. Интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает недовольство, огорчение, гнев, злость. Ребенок познает мир, прежде всего через образы, наглядно, конкретно. Постигая что-то неизвестное для себя, малыш пытается опираться на те знания, которые у него уже сложились. Отвлеченные словесные рассуждения взрослых ребенок понимает с большим трудом, а то и не понимает совсем. Но если те же знания выразить наглядно, он усвоит их легко. В сказки он вживается, как в реально происходящие события. Герои, попавшие в беду, принимаются малышом близко к сердцу, он учится сочувствовать им, сопереживать. Мир природы ребенку трудно отделить от мира людей: он жалеет сломанный цветок и сердится на дождь, из-за которого его не пускают гулять. Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует, не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок освоил действие и хочет получить одобрение старших при каждом самостоятельном поступке. Спокойная, сосредоточенная активность, указывает на интерес малыша к тому, чем он в этот момент занят.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с действиями, но и с сюжетом. Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.

К 3 годам переживания ребенка неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он развивает сюжет. Упала кастрюлька: «Ох! Пролилось!» - восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Яркий отклик на игровые события показывает эмоциональную значимость её для ребенка. В раннем возрасте отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки - веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного. На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.

Взаимоотношения с другими людьми - это наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка. Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Накопление собственного опыта помогает ребенку понять, когда другому человеку больно или грустно. В возрасте 2-3 лет дети самостоятельно оказывают посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, нередко делятся сладостями, игрушками. Растет избирательное отношение к товарищам, выражение явных предпочтений. В этот период важно специально учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

Предлагаю вашему вниманию игры и упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для эмоционального развития ребенка раннего возраста.

1. «Ладушки-ладушки»

Ход. Взрослый сопровождает свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.

Ладушки-ладушки! (похлопать в ладоши)

Где были?

- У бабушки!

- Что ели?

- Оладушки! (имитировать еду)

- Что пили?

- Квас! (имитировать, как пили)

- Раз, раз, ещё раз! (Хлопаем в ладоши)

- Раз, раз, ещё раз!

Ладушки-ладушки!

Хорошо у бабушки!

Ладушки-ладушки, (похлопать в ладоши)

Испекли оладушки, (имитировать печение пирожков)

На окно поставили, (показать)

Остывать заставили,

А остынут - поедим (имитировать еду)

И воробушкам дадим. (имитировать бросание)

2. «Сорока-сорока»

Ход. Взрослый водит пальчиком ребенка по тыльной стороне его ладошки. Действия сопровождаются словами:

Сорока-сорока.

Где была? - Далеко.

Кашку варила,

Деток кормила: (загибаете пальчики)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

А этому не дала:

Ты дров не рубил

Воды не носил,

Каши не варил.

Зачем дров не рубил?

Воды не носил?

Знай наперед:

Здесь водичка -

холодненька, (поглаживаете запястье малыша)

Здесь — тепленька, (поглаживаете

сгиб локтя)

Здесь — горяченька, (поглаживаете плечо)

А здесь кипяток, кипяток! (щекочете и тормошите ребенка)

3. «Идет коза рогатая»

Ход. Наклоняетесь над ребенком, улыбаетесь, ловите его взгляд и приговариваете:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп:

«Кто каши не ест,

Молока не пьет,

Того забодаю, забодаю, забодаю».

4. «Забодаю»

Ход. «Пободайте» ребенка пальцами, потормошите его. Играйте почаще в такую игру, и вы увидите, что сначала ваш ребенок будет улыбаться, прислушиваясь к вашему голосу, затем будет издавать радостные звуки и оживленно двигать руками и ногами. Такая ответная реакция свидетельствует о развитии положительных эмоций, зрительного и слухового восприятий.

5. «Ладушки-ладушки»

Ход. Хлопая ладошками ребенка, приговаривайте:

Ладушки-ладушки!

Где были? - У бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

Кашку поели,

Бражку попили

- Шу-у-у… Полетели!

На головку сели.

При последних словах поднимите ручки ребенка к голове. Играйте в эту игру при каждом удобном случае. Сначала вы все движения делаете за ребенка, а затем он сам сможет хлопать в ладоши и поднимать ручки к голове.

5. «Пальчики в лесу»

Ход. Поочередно загибаете пальчики ребенка, приговаривая:

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять:

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел!

Повторяйте то же и на другой руке. Пощекочите ладошку малыша, одновременно делайте легкий массаж пальчиков.

6. «Этот пальчик - я»

Ход. Взрослый поочередно загибает пальчики, начиная то с большого, то с мизинчика, то на правой, то на левой руке. Сопровождайте эти действия такими словами:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

Кушать всем идти пора.

7. «Да – да – да»

Ход. Взрослый показывает движения, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает ребенка к ответным действиям.

Ручками мы хлопаем - да-да-да-да!

Ножками мы топаем - да-да-да-да!

Ручками помашем - да-да-да-да!

Ножками попляшем - да-да-да-да!

8. «Игра с собачкой»

Материал: игрушечная собачка.

Ход. Взрослый держит в руках собачку и говорит:

«Вот собачка подошла,

(имя ребёнка… лапку подала,

Ты не хочешь ли послушать,

Как собачка просит кушать?

Кто к собачке подойдёт?

Кто ей кушать принесёт?

(имя ребёнка… к ней идёт.

(имя ребёнка… кушать ей несёт».

Помогите ребёнку протянуть мисочку и покормить собачку.

9. «Мой сладкий малыш»

Играйте в эту игру всякий раз, когда одеваете ребенка, а особенно после купания.

Ход. Аккуратно массируйте и похлопывайте малыша. Говорите ему, что Вы очень его любите. Называйте те части его тела, которые вы массируете. Параллельно с одеванием ребенка рассказывайте стишки следующего содержания, для примера:

Как приятно маме малыша купать,

Мягким полотенцем тельце вытирать.

Пяточки, животик, пальчики и носик,

Не устанет мама целовать!

10. «Секретики»

Материал. Мешочки одной расцветки, наполненные различной крупой. Предложите малышу отгадать, что находится в мешочках? Ребенок, испытывающий дискофорт, мнет мешочки в руках, переключается на другую деятельность, выходя, таким образом, из негативного состояния.

Дорогие Родители!

Все предложенные игры и упражнения способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений.

Любите своих детей и они в ответ будут любить Вас

и целый мир вокруг!

Публикации по теме:

Консультация для родителей детей раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста» Безусловно, ранний возраст является значимым для речевого развития ребенка, потому как он обладает огромными возможностями для формирования.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста» С восприятия предметов и явлений окружающего мира появляется познание. Для того чтобы сенсорное развитие происходило полноценно, крайне.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие»Консультация для родителей «Восприятие мира у детей раннего возраста через сенсорное развитие» Сенсорное развитие детей раннего возраста — это способ познакомить ребёнка с основными свойствами предмета. Почему лучше обучать детей.

Консультация для родителей «Закаливание детей раннего возраста» Неблагоприятные факторы такие, как высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и многие другие.

Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности»Консультация для воспитателей «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности» ЕМА «Эмоциональное развитие дошкольника средствами театрализованной деятельности». «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому.

Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр»Мастер-класс для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста посредством дидактических игр» Цель: познакомить родителей с некоторыми дидактическими играми, направленными на развитие сенсорных способностей, для использования в домашних.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлеченияхЭмоциональное развитие детей дошкольного возраста на праздниках и развлечениях Эмоциональное развитие — один из важнейших элементов в системе разностороннего развития личности. Человек, умеющий ценить прекрасное,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей раннего возраста»
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 23:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД