Елена Трошина
Консультация для родителей «Знакомство с палочками Кюизенера»
▼ Скачать + Заказать документы
Успехи детей всегда радуют родителей. Как развить у ребенка способности к математике? Если заниматься развитием способностей с раннего возраста. И конечно надо это делать в процессе игры. В дошкольном учреждении на занятиях по формированию элементарных математических представлений дети знакомятся со счетными палочками Кюизенера.
Публикация «Консультация для родителей „Знакомство с палочками Кюизенера“» размещена в разделах
Что же представляют собой счетные палочки Кюизенера? Это числа в цвете. Названы они так в честь изобретателя Х. Кюизенера (1891 - 1976, бельгийского учителя начальной школы. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета". Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел, от «1» до «9». Чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает.
Хочу поделиться уникальной методикой, с помощью которой ребёнок в возрасте 4-х, 5-ти лет не просто будет повторять цифры, но и сам научится соотносить понятие «один» и цифру «1», научится понимать, какая цифра больше по значению. А в возрасте 5 - 6 лет ребенок научится работать со схемой и планом, а также выполнять задания со слуха, что ребенку очень пригодится в школе.
Как это сделать? Очень просто! Поиграйте вместе с ребёнком палочками Кюизенера! Надо взять палочки, чтобы познакомиться с ними, внимательно прочитать инструкцию. Вы увидите, что палочки все разные по цвету и длине.
Подумайте вместе с ребенком, что можно сделать с помощью этих палочек? Мостик через речку, заборчик, выстроить дорожку. И многое другое, на что хватит вашей фантазии и фантазии вашего ребенка. Играя с палочками, вы не только развиваете у детей воображение, но и мелкую моторику.
Постепенно в процессе игры необходимо связывать понятие длины и цвета, это является основным в игре с палочками Кюизенера.
Мы подошли к основным аспектам действия игры с палочками Кюизенера : чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Так, самая короткая палочка обозначает «1», палочка, в два раза больше «1», обозначает «2», и так далее.
Научились действовать по образцу в заданной последовательности. Выяснили, что такое «больше», что такое «меньше». Какая палочка «длиннее», какая «короче». Где «право» и «лево», «вверх» и «вниз».
Теперь учимся сравнивать: белая палочка и много белых палочек, которые можно представить в виде конфет, которые очень любит кукла Маша (понятия «один» - «много», синяя палочка – одна и много. Конфеты кукле принёс Мишутка, но какую конфету возьмё т кукла Маша: белую – маленькую или синюю - большую? А как вы думаете, на сколько одна синяя «конфета» больше белой «конфеты»? Сколько белых «конфет» может уместиться, в синей «конфете»? Наглядно подставляем к синей «конфете» белые, пока палочка не закроется, и посчитаем, сколько белых «конфеток» уместилось в одной синей. (Здесь мы уже осваиваем в игре основные навыки счёта через цвет).
Начинать, конечно, следует с малого: сколько белых палочек поместится в розовой – 2 штуки, в синей – 3 штуки., а как ещё можно сделать палочку, по длине одинаковой с синей? Правильно: из белой и розовой! Освоив и такие навыки игры, внедряйте понятия счё та: «один» - белая палочка, «два» - розовая палочка, «три» - синяя палочка и так далее.
Итак, постепенно и очень быстро, ваш ребенок научится считать и вычислять в пределах десяти самостоятельно!
Дальше ребенок может использовать палочки для выкладывания рисунка, ориентируясь на цвет и длину палочек, а в более сложном варианте на числовое значение («подписанные» палочки на схеме) или по инструкции со слуха, например: берем две палочки «пять», две палочки «семь», две палочки «три» и выкладываем из них домик.
Также палочки пригодятся нам для освоения деления целого на части (изучения дробных чисел). Выполните следующее упражнение. Возьмите палочку «шесть», разделите ее на две равные части. Сколько и каких палочек потребуется? (Две голубых палочки). Покажите 1/2 часть. А сколько белых палочек в числе «три»? (Три белых палочки). Покажите 1/3 часть, 2/3 части; 3/3 части чему равно? (Трем или одному целому). А что больше: 1/3 часть или 2/3 части? Сравниваем 1/3 часть с 3/3. Каждый раз проговариваем, на сколько, одна часть, больше (меньше) другой. Данная игра повторяется на всех числах.
Если регулярно играть с ребенком дома палочками Кюизенера, то ребенок получит количественные представления, научится определять состав числа, вычислять, конструировать по схеме, значит, учиться в школе ему будет легко. Желаю вам успехов!