Лучший педагог года

Консультация для старшеклассников «Пейзаж с рекой в технике масляной живописи» (4 фото)

Роман Кузичев
Консультация для старшеклассников «Пейзаж с рекой в технике масляной живописи»

Человека всегда привлекала водная гладь. И в русской живописи мы найдем немало речных и морских пейзажей. Писать воду равно как интересно, так и сложно из-за ее постоянной изменчивости, текучести. Вода вбирает в себя цвет окружения, отражения растительности, неба, облаков, солнца, лодок и т. д.

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф. И. Тютчев

Публикация «Консультация для старшеклассников „Пейзаж с рекой в технике масляной живописи“» размещена в разделах

Цель: познакомить старшеклассников с особенностями пейзажной масляной живописи.

Зрительный ряд: презентация «Течет река Волга.»

Если вы решили написать пейзажный этюд водоема, советую для начала выбрать несложный мотив, например, лодка на берегу. В этюде можно показать и другой берег с деревьями, если река неширокая. Такой мотив весьма интересен и разнообразен. Писать воду с натуры можно в любое время года, но следует избегать ветреной погоды, потому что сложно ухватить движение и тон воды, да и есть вероятность простудиться. Рекомендуется в начале изучить натуру, всмотреться в окружающий ландшафт, сделать несколько зарисовок карандашом, а уже потом писать маслом на картоне или холсте. Кстати последний легко может провиснуть от влажности, у воды она больше где-либо еще. Поэтому лучше все-таки писать на холсте, наклеенном на картоне. Начинать работу над этюдом для быстроты можно и без предварительного рисунка карандашом,располагая объекты изображения сразу тонкой кистью темной краской, например, умброй. Скорость работы важна, потому что солнце в течении двух, максимум трех часов способно заметно изменить ландшафт, и у вас могут возникнуть сложности с изображением освещения, передачей падающих теней.

Консультация для старшеклассников «Пейзаж с рекой в технике масляной живописи»

фото Кузичева Р. "Летний пейзаж" Анастасия П. 16 лет, картон, масло

Некоторые художники не выходят на пленэр в солнечную погоду, а предпочитают дождаться пасмурной погоды.

Очень важен настрой на работу, концентрация и переключение внимания, ваша способность к изменениям, происходящим в природе. За время, что вы находитесь у реки может поменяться освещение, набежать тучки, ветерок поднимет рябь на воде, в листве деревьев и камыша. Ваша задача как художника передать изменчивость состояния, а значит надо сфокусировать внимание на характерных признаках происходящих перемен. Живопись пейзажа с рекой маслом проходит через несколько этапов.

1. Выбор места для живописи. В теплую солнечную погоду расположиться лучше в тени деревьев, а если таковой нет, то необходимо поставить зонт. Я, например, все этюды на побережье Черного моря пишу под широким пляжным зонтом.

2. Краткосрочная зарисовка 10-15 мин, необходима для компоновки пейзажа. В ходе ее выполнения происходит отбор объектов изображения, вы создаете основу будущего этюда, руки запоминают, что и как вы будете рисовать кистью. Зарисовку лучше всего сделать на альбомном листе простым карандашом, а еще лучше гелиевой ручкой.

3. Работа на холсте. Нанесение рисунка кистью.

4. Работа на палитре. Краски располагаются на палитре также, как и при написании другой работы. По одному краю палитры выдавливаем теплые, по другому-холодные краски, а в центре палитры –белила. При изображении берега и растительности используем смеси из покрывных масляных красок : охры светлой и золотистой, окиси хрома, кобальта зеленого светлого и темного, для неба берем церулеум, кобальт синий, а для воды-тона немного потемнее, можно добавить немного ультрамарина, в отражении применяем те же краски. Не забываем менять растворитель, иначе живопись будет серой. Кисти лучше для неба, воды и растительности брать разные, средние по размеру.

Фото «Пейзаж с рекой в технике масляной живописи»

фото Кузичева Р. Центральная часть триптиха "Путешествие по реке" Елена Ч. 16 лет, картон, масло.

5. Мазок. Небо пишется обычно горизонтальными, ровными мазками. Вода- горизонтальными, а в отражении вертикальными мазками, растительность, деревья в зависимости от формы, но в основном наклонными.

6. За подмалевком следует второй, более уточненный тон. Он наносится через 20-30 мин, как только первый слой немного успеет впитаться в холст. Такой метод называется аля-прима и обычно применяется на пленэре. Дома в мастерской можно доработать этюд, а можно оставить, не трогая в качестве подготовительного картона для живописной картины. Этюдами с натуры «кормились» все большие мастера, начиная от барбизонцев.

7. О проработке и цельности.

Детали и контрасты на ближнем плане безусловно важны, но не менее значима колористическая и композиционная цельность в работе.

Консультация для старшеклассников - фото

фото Кузичева Р. "На Быстрой Сосне. Елец. " Кузичев Р. холст на картоне, масло. 2016г.

Колорит, это первое, на что обращаем внимание в ходе распределения цветовых валеров (оттенки тона предмета в зависимости от окружения, а второе -плановость, достигается опять же за счет распределения теплых и холодных пятен. Не забываем про воздушную перспективу, дальний план прописываем легче, через холодные и светлые тона. Это уже отличительная особенность пейзажа, в натюрморте мы этого не увидим.

Успех в работе придет не сразу, придется выходить на пленэр неоднократно, надо помнить, что работа с фотографии или с репродукции не заменит наших ощущений, которые получает художник от непосредственного общения с природой.

Подготовка к выходу на природу начинается дома. Летом на этюды берем с собой питьевую воду, головной убор и одеваем легкую одежду, обязательно с рукавами, даже находясь под зонтом можно сжечь себе руки, плечи.

Фото №1 Человека всегда привлекала водная гладь

фото Кузичева Р. "Тихая вода" Кузичев Р. двп, масло. 2016г.

Зимой одеваем многослойную одежду, берем термос с горячим чаем, добираемся до места или на машине, или на лыжах, второе предпочтительнее. Если вы через полчаса начнете замерзать, одеваете лыжи и вперед кататься. Хорошо согревает горячий чай и приседания. Более всего в холодную погоду мерзнут руки, ноги и голова. Поэтому надо хорошо подготовиться. Молодежь любит зимой ходить без шапки, но стоять писать на одном месте -это совсем другое дело. Сейчас в продаже много теплой одежды, грелки, теплые стельки и т. п. Краски надо брать с большим количеством масла, густые краски просто не вылезут из тюбика, в качестве подогрева палитры художники применяют спиртовку. Зима для художника -это не повод оставаться дома. И. Грабарь написал свой лучший пейзаж «Февральскую лазурь» на солнце в 20-ти градусный мороз. Выкопал для себя траншею в большом сугробе, поставил большой зонт от солнца и работал. Если вы все-таки не рискнете выйти на натуру зимой, то можно ограничиться подборкой фотографий понравившегося мотива и дома написать работу, а потом на натуре убедиться в ее реалистичности.

Мое раннее детство (родился в г. Волгограде, вырос в г. Энгельсе) прошло на берегах великой русской реки Волги. Красота ее воспета в произведениях русских композиторов, поэтов и художников.

На берегах Волги написаны репинские «Бурлаки», в истории русской живописи остался «Плес» И. Левитана, красивые речные закаты, народные гуляния Б. Кустодиева, художника, родившегося в Астрахани и многих других. Художники Чернецовы построили себе плот и путешествовали по реке в 19 веке, создавая зарисовки - виды реки и красивых, исторических городов Ярославля, Нижнего Новгорода, Самары и др.

Всякий раз, когда я бываю в родных местах, я стараюсь рисовать водную гладь, лодки, катера, речные закаты, каменную дамбу. Водой надо уметь не только любоваться, но и учиться ее слушать и слышать. Сейчас я живу в Данкове на берегу р. Дон и дойти до берега и написать этюд -не проблема. Дон в верхнем течении мелкий, порожистый, не такой широкий как в нижнем своем течении у Ростова, и конечно не сравнить с Волгой, но у него свой характер и красота. Река иногда сильно петляет, крутые берега внезапно сменяются на пологие и можно спуститься близко к воде. Когда-то в старину он назывался Танаис и был судоходным, а служилые люди ходили на стругах, спускались вниз по реке до Азова.

В презентацию «Течет река Волга.» вошли картины известных русских художников И. Репина, И. Левитана и Б. Кустодиева.

И. Репин «Бурлаки на Волге» 1870-1873гг.

Уже в одном из своих ранних произведений Репин выступил новатором. Эта картина,написанная в период академического обучения, быстро принесла молодому художнику известность, стала символом молодого демократического искусства. Отказываясь от открытого обличения и назидания, присущих русской живописи предыдущего десятилетия, Репин изобразил бесчеловечность существования бурлаков, тянущих груженую баржу против течения. В то же время он увлечен каждым характером в отдельности. Это красивые, сильные и мудрые люди, подлинные герои, несомненно внушающие художнику уважение. Картина была куплена великим князем Владимиром Александровичем на Всемирной выставке в Вене. Картина искренне нравилась великому князю. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку. И. Репин «Далекое и близкое»!

Исаак Левитан четыре раза посещал Волгу. Вот как описывает в своих воспоминаниях первое посещение Плеса его спутница и художница С. П. Кувшинникова «Плыли мы по Волге на пароходе и увидели на холме красивую деревянную церковь.» Несколько лет спустя небольшой уездный городок Плес Костромской губернии (ныне Ивановской области) ,в котором написал свои знаменитые волжские пейзажи И. Левитан, стал известным столичной публике. На картину «Тихая обитель» люди приходили посмотреть несколько раз, что-то очень важное в их сердцах затронула эта работа. Картина принесла известность Левитану и звание академика пейзажной живописи, он становится профессором Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

В картине «Тихая обитель» нашли выражение о впечатлениях от вида Саввино -Сторожевского монастыря в районе Слободки, и от посещения художником Юрьевца на Волге.

Однако, Волга поначалу встретила художника неприветливо серой,дождливой погодой. И только во второе путешествие в 1889г. И. Левитан смог «одолеть» ее красоту и огромное пространство. Итогом его неустанной творческих поездок и работы (во время путешествий по реке И. Левитан выполнил двести этюдов и написал 40 картин) стали замечательные произведения художника «Вечер на Волге»1887-1888гг «Вечер. Золотой Плес. «1889г. «После дождя. Плес.»1889г. «Тихая обитель».1890г. «Вечерний звон» 1892г. и др.

Одно из красивых и эпических картин волжского цикла полотно «Свежий ветер. Волга» И. Левитан закончил его в 1895г. Известный русский художник М. Нестеров писал об этом произведении, «. что быть может, ни одна картина, кроме репинских «Бурлаков» не дает такой яркой, точной характеристики Волги.»

Б. Кустодиев «Гулянье на Волге».1909г ГРМ. С. -Петербург. «На Волге" 1910г.

Знатоки утверждают, что на этой картине изобразил два города - Борисоглебск и Романов, разделенные рекой. И снова-активное действие, как в «Ярмарках» и яркие краски, делающие полотно нарядным и радостным. Кстати, сейчас на месте городов находится всего один населенный пункт-город Тутаев.

Б. Кустодиев «На Волге». 1922г. Санаторий «Узкое» Академия наук. Москва.

В композиции картины «На Волге» художник использовал очень интересный прием - высокий первый план, за которым далеко внизу развертывается огромное пространство. На холме расположились парень и девушка, их взгляды устремлены вниз, на голубую воду реки. От этой картины Б. Кустодиева словно веет спокойствием и размеренностью, она поражает мягкостью красок и удивительно точно переданным настроением автора.

Б. Кустодиев особенно любил Волгу, для него она была предметом поклонения и местом, в котором художник черпал свое вдохновение.

Пейзажная тема широкая и поистине неисчерпаема, и одним постом, конечно не получится даже кратко ее рассмотреть. Поэтому будет продолжение.

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

techet-reka-volga_7jfof.pptx | 3066,88 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования барьерной живописи в подготовительной группе «Зимний пейзаж»Конспект занятия в нетрадиционной технике рисования барьерной живописи в подготовительной группе «Зимний пейзаж» Интегрированное занятие по развитию речи и рисованию в подготовительной группе. Нетрадиционная техника рисования «Зимний пейзаж» (барьерная.

Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению в художественный ВУЗ по специальности «Архитектура»Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению в художественный ВУЗ по специальности «Архитектура» Консультация для родителей и старшеклассников «Готовимся к поступлению» Меня отец, да мать назначили маршировать, так писал в 19 в. знаменитый.

Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке» Консультация для родителей «Сказка в живописи и музыке»Сказки и былины, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями,.

Консультация для воспитателей о Рождестве в России. Презентация «Рождество в русской живописи»Консультация для воспитателей о Рождестве в России. Презентация «Рождество в русской живописи» Есть праздник, что светлее всех других Скоро, совсем скоро к нам вновь придёт волнующий праздник, которого трепетно ожидают многие и многие.

Макет карточки-задания для учителя по предмету «Изобразительное искусство» в 6 классе. Пейзаж в русской и советской живописи Вид занятий: беседы по искусству. Тема урока: «пейзаж в русской и советской живописи». Задание: Проанализируйте содержание художественных.

Мастер-класс по продуктивной живописи в смешанной технике для детей от шести лет «Космос»Мастер-класс по продуктивной живописи в смешанной технике для детей от шести лет «Космос» Мастер класс по продуктивной живописи (рисование акварель, восковые карандаши, гуашь) 6+ «Космос» Нам понадобятся: акварель, гуашь, восковые.

Мастер-класс по работе с пластилином «Подарок на 23 февраля в технике пластилиновой живописи из шприца»Мастер-класс по работе с пластилином «Подарок на 23 февраля в технике пластилиновой живописи из шприца» Описание: мастер – класс рассчитан для педагогов и родителей. Назначение: украшение интерьера, изготовление подарков. Цель: научить изготавливать.

Наши работы в технике воскового мелка (масляной пастели) с акварельюНаши работы в технике воскового мелка (масляной пастели) с акварелью осковой мелок (масляная пастель) – яркий, привлекательный для детей изобразительный материал. Мелок, как и свеча, обладает чудесным свойством.

Консультация для воспитателей «Роль ладошковой и пальчиковой живописи в раскрытии творческих дарований детей»Консультация для воспитателей «Роль ладошковой и пальчиковой живописи в раскрытии творческих дарований детей» Каждый ребенок по своей природе – одарен, нет бездарных детей. Есть дети, которым не помогли взрослые или определенные обстоятельства.

Выставка рисунков в технике точечной живописи, выполненных детьми подготовительной группыВыставка рисунков в технике точечной живописи, выполненных детьми подготовительной группы 19 июля. День точечной живописи на МААМ. Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию выставку детских работ выполненных в технике - пуантилизм.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для старшеклассников «Пейзаж с рекой в технике масляной живописи»
Опубликовано: 15 марта 2021 в 12:33
+74Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 27.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД