Получи документы

Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»

Лариса Никошина
Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.

Публикация «Консультация для учителей-логопедов „Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах

Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.

Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, 1978; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001; И. И. Мамайчук, 1990, и др., показывают, что преодоление речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности и взаимодействие с педагогами и родителями.

Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.

В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.

Направления коррекционной работы с использованием ИКТ

I. Диагностика.

II. Коррекционно-развивающая работа

1. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков

2. Формирование лексико-грамматических категорий – наращивание словарного запаса, словообразование, словоизменение.

3. Развитие связной речи – пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картин, по алгоритму, опорным схемам, моделям.

4. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа и синтеза, чтения.

5. Ознакомлению с окружающим миром.

6. Коррекционно-оздоровительное (здоровье сберегающее) -

физкультминутки, игры на развитие общей и мелкой моторики рук, зрительная гимнастика для глаз в форме компьютерных презентаций.

7. Формирование зрительно-пространственных отношений.

III. Взаимодействие с педагогами: воспитателями и специалистами.

IV. Взаимодействие с родителями.

V. Обмен опытом.

Формы использования ИКТ

1. Работа в Microsoft Works (работа с таблицами, диаграммами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word, работа в Microsoft PowerPoint). Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);

2. Оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности в Microsoft Publisher;

3. Обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов в помощь родителям.

4. Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка

5. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

6. Электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

7.DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

8. Специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

9. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов.

10. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.

11. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;

12. Аудио, видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Направление работы : ДИАГНОСТИКА

Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности. Использование мультимедийных презентаций для обследования разных сторон речи детей. Диагностика детей, построение таблиц, диаграмм, сравнительных диаграмм, графиков, хранение информации.

Использование ИКТ при диагностике :

- вносит элемент занимательности,

- реализует игровые моменты,

- позволяет длительное время удерживать внимание и интерес дошкольников.

Учителя-логопеды успешно используют мультимедийные презентации на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, связной речи и обучению грамоте. А вот использование компьютерных вариантов диагностики речевого развития пока еще встречается крайне редко.

В данной методической разработке представилась возможность разработки эффективной системы компьютерной диагностики речевой сферы воспитанников путем комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных.

В качестве диагностического материала представлена мультимедийная презентация, позволяющая в рамках одного задания обследовать несколько категорий языковых единиц.

За основу компьютерной экспресс-диагностики (КЭД) использовался «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой, переработав традиционную методику диагностики с учетом требований образовательной программы и возрастных норм речевого развития детей 5-6 лет. Картинный материал, содержащийся в альбоме, имеет свои недостатки: на листе содержится сразу 6 объектов, что снижает концентрацию внимания у дошкольников. Часто дети, имеющие нарушения внимания, нарушения зрительного восприятия быстро утомляются и отказываются продолжать обследование. Учитель-логопед сталкивается с необходимостью динамического обследования детей разного возраста (5-7 лет, которые имеют структуру дефекта, в связи с чем, актуальным является вопрос о разработке унифицированной методики экспресс-диагностики речи.

Созданная, мной Компьютерная Экспресс-диагностика актуальна с точки зрения удобства в использовании, она многофункциональна и эргономична, так как при использовании КЭД время на обследование различных компонентов речи значительно сокращается. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает логопеду создать условия для оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя зоны актуального и ближайшего речевого развития.

Также мной накоплен материал уже имеющихся диагностических обследований или элементов для его проведения, что составляет общую базу КЭД.

Подробное изложение материала и презентация представлены в приложении.

Формы использования икт :

Работа в Microsoft Works (работа с таблицами, диаграммами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word, работа в Microsoft PowerPoint).

работа с микрофоном, диктофоном,

Представляющиеся возможности:

- создание базы данных по итогам диагностики;

- проведение мониторинга работы;

- отслеживание динамики работы;

- составление графиков и диаграмм.

Направление работы : ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Формы использования икт :

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

- игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru.

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.

4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Представляющиеся возможности:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

- улучшение речевого продуцирования;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости запоминания ( включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях

Направление работы : ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ

ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ :

Распространение личного опыта и получение оценки своего труда от коллег, используя возможности Интернета.

Создание условий для профессионального саморазвития: использование в логопедической практике статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах и т. д.

Осуществление взаимодействия между специалистами коррекционно-логопедической службы и воспитателями с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. с целью повышения их профессионального уровня, поиска наиболее эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы.

Проведение консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов готовых и созданием собственных презентаций в Microsoft PowerPoint с целью демонстрации своего педагогического опыта и популяризации новых форм и технологий, используемых на практике.

Создание буклетов в Microsoft Publisher; обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов из опыта работы в области логопедии.

Представляющиеся возможности:

- возможность для педагога выхода в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.

- возможность более широкого общения на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др.

Направление работы : ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.

Формы использования икт :

Проведение консультаций, собраний, семинаров-практикумов, круглых столов с использованием готовых и созданием собственных презентаций в Microsoft PowerPoint на различные темы; создание буклетов в Microsoft Publisher; обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов в помощь родителям.

использование видеозаписи, аудиозаписи, фотоматериалов для демонстрации родителям.

Представляющиеся возможности:

- Обеспечение диалога учителя – логопеда и родителей;

- Индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;

- Возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития;

Использование информационных и коммуникационных технологий в работе с родителями.

Информационно-просветительские формы работы : родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической работы, так как осуществляют свою главную задачу – повышение педагогической компетенции через рассмотрение проблем, но не дают полного представления о ходе коррекционно-развивающего процесса. И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями :

•организация проблемных семинаров и семинаров-практикумов (индивидуальных, групповых)

• проведение практических занятий с участием родителей;

•организация и проведение интерактивных игр;

•проведение круглых столов;

использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ, в том числе, мультимедийных презентаций;

•оформление буклетов, бюллетеней и т. д. для родителей;

•выпуск речевых газет.

Применение ИКТ в логопедическом обследовании детей, служит повышением мотивации. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя для планирования дельнейшего педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития. Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу учителя-логопеда.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать следующие выводы:

1. ИКТ становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.

2. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.

3. Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).

4. Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.

5. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.

Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь их ведущей деятельностью является игровая.

Правила работы за ПК, гигиенические требования, условия для здоровьесбережения.

• Помните, что длительная работа за компьютером вредна для маленьких детей. Поэтому детям дошкольного возраста допустимо проводить у компьютера не более 15 минут, а на индивидуальных занятиях-5-7 минут.

• Следите, чтобы ребёнок при работе за компьютером сидел правильно, это поможет не допустить лишней перегрузки: стул должен быть со спинкой;

• Клавиатура и мышь должны располагаться так, чтобы предплечья рук лежали на столе;

• Глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;

• Расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть 60-70 см;

• Источники освещения в кабинете не должны вызывать блики на экране;

• Целесообразно после занятий на компьютере проводить динамическую паузу, гимнастику для глаз.

Гигиенические требования

Дети 6 лет 1-2 групп здоровья – 15 минут в день

Дети 6 лет 3 группы здоровья – 10 минут в день

Дети 5 лет 1-2 групп здоровья – 10 минут в день

Дети 5 лет 3 группы здоровья - 7 минут в день

Дети 6 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день

Дети 5 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения –

7 минут в день

Условия для здоровья сбережения

использование новых моделей компьютера

• включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений

• проведение гимнастики для глаз - переводить взгляд с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд

• применение компьютера на одном занятии в течение 5-10 минут и не более двух раз в неделю;

• изменение видов деятельности во время занятия

использование мультимедийного проектора (расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, 2 - 2,5 метра)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми Использование дидактического материала в логопедической работе с детьми. Одним из основных условий готовности ребенка к успешному обучению.

Инновационный проект «Использование методов кинезиологии в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими ОНР» Руководитель проекта: Заведующий МБДОУ№31 Н. А. Правдюкова Авторы проекта: учитель-логопед О. В. Шилова учитель-логопед Н. А. Краснолуцкая Правильная.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНРИспользование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Введение «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает». Ральф Эмерсон. В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений.

Использование ребусов в логопедической работе с детьми Ребус – это загадка-шутка, в которой слово или фраза зашифрованы комбинацией рисунков, фигур, букв, цифр, нот и других знаков. Слово «ребус».

Консультация для педагогов «Тестопластика в коррекционно-логопедической работе» Тестопластика в коррекционно – логопедической работе При осуществлении коррекционно-логопедической работы со старшими дошкольниками с ОНР.

Консультация для родителей «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи» Консультация для родителей: «Использование сказок в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи». Человек формируется в результате.

Консультация для учителей-логопедов «Использование компьютерной программы ПервоЛого в работе учителя-логопеда» Что такое ПервоЛого Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания.

Мастер-класс для учителей-логопедов «Использование мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ». 1. Актуальность использования мультимедийных игр-презентаций в работе с детьми с ОВЗ, их значение. Инновационная деятельность специалистов.

Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике»Мастер-класс на районном методическом объединении учителей-логопедов «Сказкотерапия в логопедической практике» Введение В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном,.

Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста Развитие мелкой моторики в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста. Известно, что дети развиваются в движении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»
Опубликовано: 25 сентября 2016 в 20:03
+133Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Никошина (УИ 331079) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 85.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД