Лариса Никошина
Консультация для учителей-логопедов «Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный этап развития общества свидетельствует о формировании «информационной культуры». Создание, обработка и передача информации становится одним из главных видов операций. Технические устройства используются в деятельности как непосредственно связанной с техникой, так и в других сферах, в том числе и образовательной.
Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией и практикой разработки и оптимального использования современных информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения, воспитания.
Публикация «Консультация для учителей-логопедов „Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с детьми с ОНР“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Одно из главных условий внедрения информационных технологий в ДОУ – с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила пользования компьютерами, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям.
Как отмечают многие авторы, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи (Т. В. Гуровец, С. И. Маевская, 1978; Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, 2001; И. И. Мамайчук, 1990, и др., показывают, что преодоление речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику.
Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.
Поэтому применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте. Внедрение в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности и взаимодействие с педагогами и родителями.
Информационно-коммуникационные технологии обладают огромными дидактическими возможностями, которые эффективно и творчески может использовать учитель – логопед.
В настоящее время разработано множество компьютерных игр, интересных мультимедийных пособий для дошкольников, отвечающих современным психолого-педагогическим, эргономическим и санитарно-гигиеническим требованиям и успешно использующихся в практике решения задач познавательного, социального и эстетического развития детей.
Направления коррекционной работы с использованием ИКТ
I. Диагностика.
II. Коррекционно-развивающая работа
1. Работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков
2. Формирование лексико-грамматических категорий – наращивание словарного запаса, словообразование, словоизменение.
3. Развитие связной речи – пересказ, составление рассказа по серии сюжетных картин, по алгоритму, опорным схемам, моделям.
4. Обучение грамоте – формирование навыков фонематического анализа и синтеза, чтения.
5. Ознакомлению с окружающим миром.
6. Коррекционно-оздоровительное (здоровье сберегающее) -
физкультминутки, игры на развитие общей и мелкой моторики рук, зрительная гимнастика для глаз в форме компьютерных презентаций.
7. Формирование зрительно-пространственных отношений.
III. Взаимодействие с педагогами: воспитателями и специалистами.
IV. Взаимодействие с родителями.
V. Обмен опытом.
Формы использования ИКТ
1. Работа в Microsoft Works (работа с таблицами, диаграммами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word, работа в Microsoft PowerPoint). Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек, (сканирование, Интернет; принтер, презентация);
2. Оформление буклетов, материалов по различным направлениям деятельности в Microsoft Publisher;
3. Обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов в помощь родителям.
4. Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка
5. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
6. Электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
7.DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
8. Специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).
9. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов.
10. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.
11. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
12. Аудио, видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
Направление работы : ДИАГНОСТИКА
Использование диктофона, микрофона для записи речи ребёнка на начальном этапе работы и дальнейшего отслеживания результативности. Использование мультимедийных презентаций для обследования разных сторон речи детей. Диагностика детей, построение таблиц, диаграмм, сравнительных диаграмм, графиков, хранение информации.
Использование ИКТ при диагностике :
- вносит элемент занимательности,
- реализует игровые моменты,
- позволяет длительное время удерживать внимание и интерес дошкольников.
Учителя-логопеды успешно используют мультимедийные презентации на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий, связной речи и обучению грамоте. А вот использование компьютерных вариантов диагностики речевого развития пока еще встречается крайне редко.
В данной методической разработке представилась возможность разработки эффективной системы компьютерной диагностики речевой сферы воспитанников путем комбинирования традиционных, зарекомендовавших себя технологий, и инновационных.
В качестве диагностического материала представлена мультимедийная презентация, позволяющая в рамках одного задания обследовать несколько категорий языковых единиц.
За основу компьютерной экспресс-диагностики (КЭД) использовался «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой, переработав традиционную методику диагностики с учетом требований образовательной программы и возрастных норм речевого развития детей 5-6 лет. Картинный материал, содержащийся в альбоме, имеет свои недостатки: на листе содержится сразу 6 объектов, что снижает концентрацию внимания у дошкольников. Часто дети, имеющие нарушения внимания, нарушения зрительного восприятия быстро утомляются и отказываются продолжать обследование. Учитель-логопед сталкивается с необходимостью динамического обследования детей разного возраста (5-7 лет, которые имеют структуру дефекта, в связи с чем, актуальным является вопрос о разработке унифицированной методики экспресс-диагностики речи.
Созданная, мной Компьютерная Экспресс-диагностика актуальна с точки зрения удобства в использовании, она многофункциональна и эргономична, так как при использовании КЭД время на обследование различных компонентов речи значительно сокращается. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает логопеду создать условия для оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя зоны актуального и ближайшего речевого развития.
Также мной накоплен материал уже имеющихся диагностических обследований или элементов для его проведения, что составляет общую базу КЭД.
Подробное изложение материала и презентация представлены в приложении.
Формы использования икт :
Работа в Microsoft Works (работа с таблицами, диаграммами в Office Excel, со списками, отчетами в Microsoft Word, работа в Microsoft PowerPoint).
работа с микрофоном, диктофоном,
Представляющиеся возможности:
- создание базы данных по итогам диагностики;
- проведение мониторинга работы;
- отслеживание динамики работы;
- составление графиков и диаграмм.
Направление работы : ПРОФИЛАКТИКА, КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Формы использования икт :
1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:
- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);
- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);
- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).
2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:
- игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru.
3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.
4. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.
Представляющиеся возможности:
- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- улучшение речевого продуцирования;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости запоминания ( включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях
Направление работы : ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ :
Распространение личного опыта и получение оценки своего труда от коллег, используя возможности Интернета.
Создание условий для профессионального саморазвития: использование в логопедической практике статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах и т. д.
Осуществление взаимодействия между специалистами коррекционно-логопедической службы и воспитателями с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. с целью повышения их профессионального уровня, поиска наиболее эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы.
Проведение консультаций, семинаров-практикумов, круглых столов готовых и созданием собственных презентаций в Microsoft PowerPoint с целью демонстрации своего педагогического опыта и популяризации новых форм и технологий, используемых на практике.
Создание буклетов в Microsoft Publisher; обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов из опыта работы в области логопедии.
Представляющиеся возможности:
- возможность для педагога выхода в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
- возможность более широкого общения на разных методических мероприятиях, например видео - мастер - классы, вебинары и др.
Направление работы : ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ.
Формы использования икт :
Проведение консультаций, собраний, семинаров-практикумов, круглых столов с использованием готовых и созданием собственных презентаций в Microsoft PowerPoint на различные темы; создание буклетов в Microsoft Publisher; обмен информацией с использованием сайта ДОУ, электронной почты, CD дисков, USB-флеш-накопителей и др. для распространения материалов в помощь родителям.
использование видеозаписи, аудиозаписи, фотоматериалов для демонстрации родителям.
Представляющиеся возможности:
- Обеспечение диалога учителя – логопеда и родителей;
- Индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития;
- Возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития;
Использование информационных и коммуникационных технологий в работе с родителями.
Информационно-просветительские формы работы : родительские собрания, информационные стенды, индивидуальные беседы, консультирование, анкетирование, несомненно, завоевали свое место в системе педагогической работы, так как осуществляют свою главную задачу – повышение педагогической компетенции через рассмотрение проблем, но не дают полного представления о ходе коррекционно-развивающего процесса. И здесь на помощь приходят практические формы работы с родителями :
•организация проблемных семинаров и семинаров-практикумов (индивидуальных, групповых)
• проведение практических занятий с участием родителей;
•организация и проведение интерактивных игр;
•проведение круглых столов;
•использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ, в том числе, мультимедийных презентаций;
•оформление буклетов, бюллетеней и т. д. для родителей;
•выпуск речевых газет.
Применение ИКТ в логопедическом обследовании детей, служит повышением мотивации. Демонстрация картинного материала в электронном варианте заинтересовывает ребенка в правильном ответе и помогает создать условия оказания детям дозированной помощи в ходе выполнения диагностических заданий, тем самым выявляя для планирования дельнейшего педагогического воздействия зоны актуального и ближайшего речевого развития. Важно отметить, что использование ИКТ в системе работы учителя-логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу учителя-логопеда.
Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать следующие выводы:
1. ИКТ становится необходимым средством обучения детей с нарушениями речи.
2. Использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности.
3. Способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями).
4. Появление компьютера, активное применение его в учебной деятельности значительно экономит силы учителя-логопеда при подготовке к занятиям, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения детям. Ранее приходилось готовить их в качестве раздаточного или демонстрационного материала для каждого ученика в отдельности.
5. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на занятии и появляется возможность получить лучший результат.
Также появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Ведь их ведущей деятельностью является игровая.
Правила работы за ПК, гигиенические требования, условия для здоровьесбережения.
• Помните, что длительная работа за компьютером вредна для маленьких детей. Поэтому детям дошкольного возраста допустимо проводить у компьютера не более 15 минут, а на индивидуальных занятиях-5-7 минут.
• Следите, чтобы ребёнок при работе за компьютером сидел правильно, это поможет не допустить лишней перегрузки: стул должен быть со спинкой;
• Клавиатура и мышь должны располагаться так, чтобы предплечья рук лежали на столе;
• Глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;
• Расстояние от глаз до экрана монитора не должно быть 60-70 см;
• Источники освещения в кабинете не должны вызывать блики на экране;
• Целесообразно после занятий на компьютере проводить динамическую паузу, гимнастику для глаз.
Гигиенические требования
Дети 6 лет 1-2 групп здоровья – 15 минут в день
Дети 6 лет 3 группы здоровья – 10 минут в день
Дети 5 лет 1-2 групп здоровья – 10 минут в день
Дети 5 лет 3 группы здоровья - 7 минут в день
Дети 6 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения – 10 минут в день
Дети 5 лет, относящиеся к группе риска по состоянию зрения –
7 минут в день
Условия для здоровья сбережения
• использование новых моделей компьютера
• включение в занятия игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений
• проведение гимнастики для глаз - переводить взгляд с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд
• применение компьютера на одном занятии в течение 5-10 минут и не более двух раз в неделю;
• изменение видов деятельности во время занятия
• использование мультимедийного проектора (расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети, 2 - 2,5 метра)