МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования»

Светлана Павловна Дружкина
Консультация для воспитателей «Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования»

Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с разработкой ФГОС ДО были разработаны требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Публикация «Консультация для воспитателей „Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования“» размещена в разделах

Поэтому предметно – развивающая и игровая среда детского сада предполагает развитие широкого круга детских интересов и форм деятельности. Это и элементарные формы бытового труда и самообслуживания, и конструктивная деятельность с включением элементарных трудовых умений, и разнообразные формы продуктивной деятельности, и занятия по ознакомлению с окружающем ребенка явлениями природы и общества, и различные формы эстетической деятельности, и элементарной формы учебной деятельности по овладению чтением, письмом, началом математики и, наконец, ролевая игра.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников возможна только при соблюдении следующих принципов построения развивающей среды в группе :

1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. При планировании интерьера целесообразно придерживаться нежесткого зонирования (распределение развивающего материала по зонам) .

2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду для детей выстраивает воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая при этом обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворить или же тактично объяснить причину отказа.

3. Принцип функциональности – означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

4. Принцип опережающего характера содержания образования. Воспитатель подбирает в группу только те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это обусловлено «зоной ближайшего» развития самых сильных детей в том или ином виде деятельности. И чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей.

5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а так же требует изменений. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Так, предметно - развивающая игровая среда в каждой возрастной группе детского сада должна иметь отличительные признаки, а именно:

Для детей третьего года жизни – это достаточно большое игровое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;

Для четвертого года жизни – это насыщенный центр сюжетно - ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами;

В отношении детей среднего дошкольного возраста необходимо учесть их потребность в игре со сверстниками и особенность уединится;

В старшей группе чрезвычайно важно предложить детям игры развивающие восприятие, память, внимание и д. п.

С учетом взросления детей предметно-развивающая и игровая среда определяется сначала самим воспитателем с учетом интересов детей по возрасту. Вместе с тем среда должна ориентироваться на «зону ближайшего развития» ребенка и содержать как предметы и материалы, известные ему, так и те, которыми он овладевает с помощью взрослого, и на конец, совсем незнакомые элементы среды. По мере исчерпаемости «зоны ближайшего развития» ребенка предметно-развивающая и игровая среда соответственно обновляется. В связи с этим определяется типы взаимодействия ребенка и среды :

неадекватный

адекватный, влияющий на характер самоопределения личности.

Неадекватный характеризуется несоответствием требований среды уровню развития личности и включает такие виды взаимодействия, когда личность,противостоит «обеденной» среде, пытаясь её изменить; когда масштабы среды превосходят уровень самой личности, которая вынуждена подчиняться среде; когда среда выступает компенсации жизни.

Адекватный тип взаимодействия среды и личности характеризуется гармонией между образом жизни и средой, удовлетворенностью личности в своей среде. Он предполагает выработку у ребенка способности творчески осваивать и, главное, перестраивать новые способы деятельности в любой из исторически очерченных сфер человеческой культуры, отраженных в предметно - развивающей и игровой среде группы и детского сада в целом.

Поэтому и организовать среду в детском саду таким образом, чтобы ребенок с самого начала располагал необходимо «степеням свободы» не только в проявлении уже сложившихся у него духовно-практических возможностей, но и в основании новых горизонтов развития.

Основные функции развивающей среды детского сада :

Служит носителем разносторонней информации об окружающем;

Влияет на интеллектуальное, нравственное и эстетическое развитие;

Создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности;

Способствует физическому развитию, познанию особенностей устройства собственного организма;

Обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др., становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования;

Раскрывает индивидуальность каждого ребенка, повышает его активность и заинтересованность;

Побуждает делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивает способность принимать и осуществлять самостоятельные решения - идти по пути творческого саморазвития;

Обогащает развитие специфических видов детской деятельности.

Предметно – развивающая и игровая среда группы и детского сада необходима детям потому, что выполняет по отношению к ним информационную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Продукты творческой деятельности, удовлетворяющие потребности человека, раскрывают детям мир людей, социальную природу результатов их труда. Репродукции, эстампы, этюды, скульптуры обеспечивают художественное восприятие, которое впоследствии становится основой эстетических суждений: предметы театрализованной и музыкальной деятельности открывают дорогу в мир сцены, песен, музыки. Комната интеллектуального развития (типа лаборатории, оснащенной емкостями для исследования воды, песка, глины, теста, разнообразные предметы для проведения опытов без приборов (воздушные шары, расчески, щетки, пуговицы и т. д. ,игрушки для подгона форм, нанизывание обеспечивают познание мира, его устройство на основе естественных и созданных материалов, т. е. предоставляет «ключ» к освоению действительности, законов её организации. Игровые компьютеры, электронные и механические игрушки приближают к современной науке и технике, расширяют технический кругозор.

Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция. Среда развивает ребенка в том случае, если она представляет для него интерес, подвигая его к действиям, исследованию. Статичная, «застывшая» среда не может активизировать ребёнка, вызвать у него желание действовать в ней. В её организации педагогу необходимо учитывать «зону ближайшего развития», возрастные, индивидуальные особенности. Кроме того, предметное и игровое окружение, воздействуя на эмоции, побуждает их к деятельности. Так, спортивное оборудование, инвентарь приобщают к физической, оздоровительной деятельности, в процессе которой у ребенка вырабатывается позиция по отношению к своему здоровью, гигиены тела, двигательным умением и навыкам.

Литература:

1. Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, С. Н. Толстикова. Детский сад будущего – приложение //Управление ДОУ – М: 2010 г., с. 42 - 63.

2. Проект «Сад исполнения желаний» Т. В. Жукова, Г. В. Зайцева - //Справочник старшего воспитателя №7, 2010 г. – с. 44 – 46.

3. Группа ДОУ глазами современных дошкольников О. В. Комарова, Р. Н. Аделева, Н. В. Вятская - //Справочник старшего воспитателя №8, 2010 г., с. 49 – 52.

4. Организация среды в ДОУ для детского экспериментирования. А. И. Данюкова, В. Н. Выборнова // Справочник старшего воспитателя №10, 2010 г., с. 51 – 54.

Публикации по теме:

Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до»Коучинг-проект «Соответствие развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС до» 27 октября 2014г. педагоги нашего детского сада в лице воспитателя Гаврилюк Светланы Николаевны и педагога- психолога Дятчиной Ольги Васильевны.

Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГТ.Предметно-развивающая среда в ДОУ в соответствии с ФГТ. Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования»
Опубликовано: 10 января 2015 в 19:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД