Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР»

Ирина Моргунова
Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР»
▼ Скачать + Заказать документы

ДВА ОСНОВНЫХ ВИДА СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение: для формирования полноценной личности ребёнка, для успешного обучения его в школе. Известно, что речь у ребёнка развивается, прежде всего, в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая и правильная речь тех, среди кого находится ребёнок, а также контроль и правильное руководство формированием его речи.

Публикация «Консультация для воспитателей „Два основных вида связной речи, Особенности формирования связной речи у детей с ОНР“» размещена в разделах

В речевой функции, носящий системный характер, различают проявления, включающие в себя взаимодействие различных компонентов языка: звуковое произношение, лексику и грамматический строй, а также связное смысловое развёрнутое высказывание.

На этапе раннего развития речь детей носит ситуативный характер: ребёнок использует в речи отдельные слова, звукоподражания, жесты, мимику. Окружающим понятна речь лишь в определённой ситуации.

В возрасте 4-5 лет речь становится более связной. Дети активнее пользуются распространёнными предложениями, речь более развёрнута. Дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, связанных с яркими эмоциональными переживаниями, ребёнок задерживается ситуативно-экспрессивном изложении. После 5-ти лет дети способны рассказать об увиденном, объяснить причинно-следственные связи, отношения, составить рассказ по картине, по серии картин.

После 5-6 лет дети довольно охотно сами придумывают рассказы, сказки, включая туда эпизоды из собственной жизни.

Усвоение детьми связных форм высказывания – процесс постепенный и достаточно сложный. Успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладеть этими навыками на специальных занятиях и в процессе повседневной жизни.

Занятия по развитию связной речи достаточно разнообразны: они включают в себя и продуманно построенную беседу, и рассказы по картине, серии картин, по представлению, пересказы. При формировании у детей навыков рассказывания необходимо правильно подобрать картинный и лексический материал, определить приёмы обучения с учётом речевых возможностей детей. Важно, чтобы дети рассказывали о знакомых и интересных местах, красочных игрушках и предметах. В таких случаях высказывания будут более эмоциональными и развёрнутыми.

Работая над формированием связной речи, выделяют 2 её типа: диалогическую (разговорную) и монологическую (обучение рассказыванию).

К диалогической речи относятся – разговор с детьми и беседа.

Разговор с детьми - один из методов формирования диалогической речи. Это наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна, эмоциональна. Эта форма проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Разговорная речь должна быть связной, иначе она будет непонятной.

Для формирования навыков разговорной речи используется приём словесных поручений. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливости.

Следующий приём: совместное рассматривание иллюстраций, книг, игрушек. Большие возможности для речевого общения дают труд, самостоятельная деятельность.

Беседа – это целенаправленный, заранее подготовленный разговор взрослого с детьми на определённую тему. Вопросно-ответный характер общения побуждает ребёнка воспроизводить не случайные, а наиболее значимые факты, рассуждать сообща. Беседа- активный метод активизации словаря. Ведущую роль в беседе играет вопрос, особенно вопрос проблемно-поискового характера( «почему, зачем? из-за чего? что общего? в чём различие?»)

К монологической речи относятся две основные формы: пересказ и рассказывание.

Пересказ - связное выразительное воспроизведение прослушанного произведения, текста, рассказа. Пересказ относительно лёгкая речевая деятельность, так как ребёнок излагает готовое содержание и пользуется готовым речевым образцом. Конечно, ребёнок вносит в свой пересказ элементы творчества, а не просто механически заучивает наизусть. Важно, чтобы ребёнок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением лексики автора. В основном практикуется близкий к тексту пересказ. Но пересказ может быть с элементами творчества. Это пересказ с изменением лица героя (не от первого, а от третьего лица и наоборот, пересказ по аналогии (с заменой героя, сезона., инсценированный пересказ.

У детей с ограниченными речевыми возможностями наблюдаются большие трудности в пересказе текстов. Поэтому целесообразно использовать дополнительные приёмы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа. Сюда, прежде всего, относится использование наглядности, качестве подсказки могут быть использованы - жесты, мимика, демонстрирующие действия, наводящие вопросы. Отдельные эпизоды рассказа могут воспроизводиться детьми в форме элементов драматизации. Подобные приёмы помогают лучшему запоминанию и воспроизведению прослушанного текста.

Следующей формой монологической речи является рассказывание.

Рассказ может быть описательный (изложение характерных признаков предмета или явления) и сюжетный (передача событий происходящих в определённой временной последовательности с каким-нибудь героем).

Составление рассказов описательного характера - важный вид речевой деятельности. Чаще всего при этом используются красочные игрушки, животные, птицы, растения. Ребёнку предлагается самостоятельно выбрать понравившиеся предметы, внимательно его рассмотреть, выделить детали, обратить внимание на цвет, материал, форму, величину. При составлении описательных рассказов успешно применяют опорные схемы. Занятиям по составлению таких рассказов предшествуют занятия по изучению самой опорной схемы, а также задания по выбору более точных слов – обозначений, умении контролировать свою речь, точно соотносить описываемый предмет с его признаками.

Для составления небольших связных рассказов успешно используются картины и серии картин. Сначала детям объясняется и показывается последовательность раскладывания картин, на которых изображён ряд последовательных событий. Рассматривание их, ответы на вопросы по содержанию предваряют самостоятельное составление рассказа. Обязательным является продуманная беседа по содержанию картин. Важно научить ребёнка «читать» картину, находить в ней главных героев, объяснить роль некоторых деталей в раскрытии основного сюжета, выразить своё отношение к изображаемым событиям. Можно предварительно использовать беседу, затронув в ней вопросы, связанные с содержанием картины и личным опытом ребёнка. Например, при составлении по теме «Мы играем» полезно вспомнить, как ребёнок впервые пришёл в детский сад, какие у него были любимые игрушки, с кем из детей он играл и как играл и. т. д

Серия картин, являясь своеобразным наглядным планом, помогает правильно воспроизвести последовательность в рассказе. Если у ребёнка возникают затруднения в составлении рассказа даже после такой предварительной работы, то надо дать свой образец рассказа, вместе с ребёнком проговорить его, а затем, спустя некоторое время, предложить другую серию картин.

При обучении рассказыванию детям даётся представление о типичной схеме рассказа:

1) герой

2) описание (внешнего вида)

3) события (завязка)

4) развитие (события)

5) окончание (развязка)

Умением строить рассказ по заданной схеме ребёнок овладевает не сразу.

Приёмы, способствующие обучению рассказыванию:

• придумывание начала (конца) рассказа;

• описание места события;

• придумывание диалога действующих лиц.

Рассказы, в зависимости от того, какой психический процесс у ребёнка задействован, делятся на

-рассказы по восприятию (рассказ о том, что видит в момент рассказывания)

-рассказы по памяти (о том, что ребёнок воспринимал раньше)

-рассказы по воображению (творческий рассказ)

Приёмы:

1) образец рассказа - он даёт примерное содержание будущего рассказа; облегчает подбор словаря;

2) разбор образца рассказа;

3) составление плана рассказа;

4) воспроизведение плана детьми;

5) коллективное составление рассказа;

6) составление рассказа по частям;

7) подсказ вариантов сюжета;

8) подсказ слова или предложения, исправление ошибки;

9) оценка рассказа;

10)рассказывание и использование опорных схем.

Рассказывание по восприятию. Сюда входит описание игрушек, составление рассказа по серии картин и картине.

Рассказывание по памяти бывает на темы коллективного и личного опыта. Самый сильный вид памяти – эмоциональный. Поэтому лучше предлагать темы, оставившие яркий след в памяти детей: «Наша ёлка», «как мы помогаем малышам» и др.» Предварительно лучше провести беседу, активизируя яркие впечатления. Активизировав детскую память, нацелив ребёнка на отбор точных и выразительных слов, можно приступить к обсуждению последовательности изложения, то есть составить краткий словесный план, его можно облегчить наглядным схематичным планом.

Рассказывание по воображению (творческие рассказы). Творческое рассказывание считается наиболее сложным видом рассказывания. К нему переходят только в группах детей с высоким уровнем сформированности связной речи. Рекомендуются следующие виды творческого рассказывания:

- добавление в рассказ предшествующих или последующих событий;

- составление рассказа, аналогичного данному, с изменением времени и результата действия;

-составление рассказа по частично закрытой сюжетной картинке;

-придумывание рассказа про знакомого героя (сказочного);

-составление рассказа по названию;

-придумывание рассказа по нескольким опорным словам.

К подготовительной группе значительное большинство детей с недостаточным развитием речи способны к пересказу коротких текстов, составлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям, то есть к связным высказываниям. И всё-таки эти высказывания отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием. Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развёрнутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.

Поэтому для рассказывания используются тексты с простым и доступным содержанием, адаптированные (упрощённые) тексты. Обучение рассказыванию идёт по нарастанию сложности. Это происходит благодаря постепенному убыванию вспомогательных средств развития связной речи, к которым относятся все виды наглядности.

При пересказе с использованием сюжетных картин вспомогательными средствами являются текст, речевой образец, а также зрительная наглядность, облегчающая построение плана высказывания.

В пересказе по опорным сигналам, используются схематичные картинки - они являются зрительным планом.

Составление рассказа по серии картин и одной картине – лишены текстового образца, зато имеют наглядную опору - план высказывания.

И только когда планка сформированности связной речи поднимается высоко, от репродуктивных форм связной речи (пересказ, рассказ по картинке) можно переходить к её инициативным формам- рассказывание по памяти, по воображению (творческие рассказы).

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию связной речи у дошкольников» Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со.

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки» Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки» Наталия Грачева Консультация для воспитателей «Формирование.

Консультация для воспитателей «Развитие связной речи и мышления дошкольников» «Речь – это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им». Г. Гегель Развитие речи теснейшим образом.

Консультация для воспитателей «Формирование связной монологической речи у дошкольников с ОНР III уровня» Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи занимается не только логопед, но и воспитатель.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в игре» Игра – ведущая деятельность ребёнка в дошкольном возрасте. Именно в процессе игры ребёнок усваивает этические и моральные нормы общества,.

Особенности развития связной речи в норме и у детей с ОНР Особенности развития связной речи в норме и у детей с ОНР Проблема преодоления речевых нарушений в дошкольном возрасте остается значимой.

Консультация «Особенности связной речи детей с нарушениями речи» «Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки За собой повести» - сказал поэт Вадим Шефнер. Слово выступает как нечто.

Развитие связной речи для детей с ОНР. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию связной речи Занятия по пересказу Каждый вид обучения рассказыванию как метод формирования связной речи детей имеет свои особенности, конкретную структуру.

Специфика формирования связной речи у детей с недоразвитием речевой деятельности в области монологической речи Вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием подробно рассматриваются в работе.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР»
Опубликовано: 3 марта 2018 в 12:41
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Два основных вида связной речи. Особенности формирования связной речи у детей с ОНР»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Моргунова (УИ 271799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД