Татьяна Дубовская
Консультация для воспитателей «Формирование грамматической стороны речи у дошкольников в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование грамматической стороны речи - важная задача в дошкольной педагогике. Грамматический строй речи усваивается ребенком постепенно, самостоятельно, путем подражания речи взрослых, в процессе общения и разнообразной речевой практики. Грамматика включает в себя три основных тесно взаимосвязанных и взаимодействующих компонента: морфологию, словообразование и синтаксис. Постепенность и определенная последовательность овладения грамматическим строем объясняется не только возрастными особенностями развития нервной деятельности ребенка, но и сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование грамматической стороны речи у дошкольников в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Трудность усвоения грамматических значений в том, что данные значения абстрактны, ребенок не осознает их - он воспринимает лишь конкретные формы их воплощения. Ребенок усваивает грамматические категории в процессе естественного восприятия речи окружающих, слыша грамматические формы родного языка и постепенно проникая в их смысл; при этом овладение средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в речевом общении стимулирует ребенка к овладению языковыми средствами и их совершенствованию.
В ходе овладения активной лексикой ребенок образует словесные связи, у него формируется и развивается словоизменение и словообразование. Усвоение грамматических норм идет по мере обогащения активного и пассивного словаря.
Ребенок не только прислушивается к речи окружающих, но и сам начинает использовать грамматические формы в высказываниях.
Следовательно, развитие грамматических особенностей речи связано с коммуникативной деятельностью детей.
Поскольку основным видом деятельности в дошкольный период является игра, в работе по формированию и развитию грамматической стороны речи важно считать использование игровых приемов.
Упражнение «Добавь слово». Дом - домик. Стол - столик. Это упражнение активизирует употребление существительных с ласкательными и уменьшительными суффиксами -ик, - ечк, -ичк и др.
Упражнение «Что изменилось?». Дети рассказывают о том, что изменилось (грибов стало больше; теперь нет елочек, нет ежей и т. д.)
Также детей необходимо упражнять в согласовании существительных с
прилагательными,личными местоимениями, количественными
числительными. В этих целях используются дидактические упражнения типа «Чья вещь?» (дети отвечают на вопросы воспитателя : «Моё желтое ведерко»; «Моя маленькая куколка»
Учить детей использовать предложения с однородными членами следует на занятиях по рассматриванию предметов, сюжетных картин ( В коробке лежала посуда: чашки, тарелки, чайники, сковородки. У детей, которые играют в песочнице, много игрушек: формочки, машины, курочки). Ориентируясь на наглядно представленную ситуацию, ребенку легче охарактеризовать место действия (в песочнице, на горке, возле девочек, время (летом, в солнечный денек,установить причинно- следственные отношения (чтобы играть с песком, Таня взяла формочки и совок. Бодаться козлята ещё не могут: рожки не выросли.)
Дети подражают взрослым, поэтому речь воспитателя не должна быть многословной и торопливой.
В средней группе продолжают учить согласованию слов в предложении, использованию в речи предлогов, формы повелительного наклонения глаголов хотеть, лежать, ехать, бежать, скакать, нагибаться.
Образовывать множественное число существительных, обозначающих детенышей животных, употреблять существительные множественного числа в родительном падеже (вилок, ложек, яблок, груш, мышей, котят).
Для овладения морфологическими средствами языка важнейшее значение имеет воспитание у ребенка внимания к звуковой стороне слова. Педагог должен организовать деятельность детей таким образом, чтобы ребенок был вынужден вслушиваться в звучание слова. «Попроси мишку съехать с горки! Он не понял тебя, так как ты неправильно произнес слово. Надо было сказать : съезжай с горки, съезжай! Повтори свою просьбу медвежонку ещё раз»
Принято считать, что воспитателю не следует повторять за ребенком неправильно произнесенное слово. Однако в тех случаях, когда ошибка типична, целесообразнее все же указать на нее («Не принято говорить «ехай». Надо сказать «поезжай»).
С детьми этого возраста проводятся специальные игры и упражнения, позволяющие ребенку овладеть морфологическими средствами языка
Игра «Много - один». Много вилок - один нож. Много помидоров - одна морковка. Много варежек-одна перчатка.
Игра «Чего не стало?». Зеленого ведерка. Красного яблока. Голубого одеяла. Нет котят. Нет утят. Нет тигрят.
Игра «Что изменилось?». Мяч под столом. Книга на полке. Кот за шторой. Мальчику окна.
Умение ориентироваться на звуковое оформление слова позволяет детям легко образовывать существительные по аналогии (дочка - доченька, киса -кисонька, книга - книжечка, сумка - сумочка, банка - баночка).В средней группе учат употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Используя их, дошкольники допускают много ошибок: «забывают» союзы, повторяют одни и те же слова, пропускают отдельные члены предложения и т. п. При планировании и проведении бесед с детьми во время рассматривания игрушек, картин, наблюдений за явлениями природы необходимо предусматривать вопросы, побуждающие ребенка использовать предложения различной структуры - простые распространенные, сложносочиненные, сложноподчиненные. Это могут быть вопросы о качествах, свойствах предметов, особенностях явлений, обстоятельствах действия, причины и т. п. («Какие щенки? Куда они смотрят? На кого и почему? Почему воробьи не улетают? Как вы догадались, что хозяйка заботится о щенках)
В старшем дошкольном возрасте дидактические игры и упражнения на формирование грамматических навыков проводятся еженедельно на
занятиях по развитию речи, ознакомлению с окружающим, с
художественной литературой.
Для успешного освоения детьми морфологических средств языка необходимо воспитывать у них внимание к звуковой стороне слова, к звучанию грамматической формы; подбирать специальный речевой материал, позволяющий ребенку практическим путем установить правило звукового оформления той или иной грамматической категории.
Предлагаем дидактические упражнения:
«Почему так звучат слова». Детям предлагают вслушаться, как звучат некоторые слова: холодильник (образует холод, вездеход (может всюду пройти, кофейник (для варки кофе) и т. д.
«Придумай кличку животному» (картинка, игрушка). Воспитатель предлагает придумать кличку животному, ориентируясь на его внешний вид (Этот щенок черный, пушистый, лохматый, ему можно дать клички Черныш, Пушок, Лохматка)
«Назови по-другому». По заданию воспитателя дети образуют однокоренные слова: кот - котик- коток- котенька- котище- Котофеевич; лис- лиса- лисенок; медведь- медведица- медвежонок- медвежья; в том числе глаголов с приставками: забежал- выбежал- перебежал.
Детей упражняют в употреблении притяжательных местоимений «мой», «моя», «моё», в умении согласовывать их с существительными.
Игра «Жадина». Разложите на столе картинки или предметы, предложите ребенку поочередно забирать их себе, говоря при этом: «Это моя шапка. Это мой свитер. Это моё полотенце» и т. д.
Если ребенок правильно согласовывает местоимения с существительными, можно переходить к согласованию прилагательных с существительными.
Игра «Назови вкус предметов» - сахар, соль, лимон, молоко, мороженое и т. д.
Игра «Наоборот» -табурет твердый, а софа. Шарф чистый, а полотенце.
Игра «Аналогии» Вода горячая и чайник. Снег белый и зайка.
Совершенствовать умение согласовывать существительные с числительными: пять груш, трое ребят.
Под постоянным контролем педагога должно находиться употребление детьми несклоняемых существительных (пальто, радио, метро, пианино, кафе, кофе, какао) и глагола хотеть.
«Вы устали? Хотите ли кофе? Кофе снимает усталость, дает заряд бодрости». Дети «пьют кофе» (воображаемая ситуация). Педагог продолжает: «Кто знает, как принято благодарить хозяйку дома за вкусный кофе? Скажи ты, Сережа»
Необходимо приучать старших дошкольников к самоконтролю («Объясняя, ты допустил ошибку. Вспомни, изменяется ли слово пальто? Повтори предложение с этим словом»).
Дошкольников упражняют в образовании сравнительной степени имен прилагательных (слаще - чище - дороже - вкуснее - веселее и т. п.)
В активный словарь детей следует вводить специальные языковые средства, с помощью которых можно соединять структурные части суждения (потому что, ведь, конкретизировать мысль (например,вот, обобщать сказанное (всегда, никогда).
Употреблять предложения с сочинительной и подчинительной связью дошкольников учат с помощью приема «Дополни (закончи) предложение»
(«Уже наступила весна, потому что.»; «Мы позвонили маме, чтобы.»; «Мы позвонили маме тогда, когда.»; «Мы решили поехать путешествовать на автобусе, так как.»). Чтобы заинтересовать детей выполнением подобных заданий, можно ввести игровую ситуацию - предложить помочь воспитателю сочинить письмо (в другой детский сад, заболевшему товарищу); прочесть письмо, адресованное зайчишке,- поскольку письмо попало под дождь, некоторые строки размыло, и зайка не может их прочесть.
Дети часто допускают ошибки в согласовании слов в предложении, в порядке слов. Воспитанию соответствующих навыков способствуют следующие игры-упражнения:
«Определи, про кого сказано» (Черный, пушистый, усатый, с коготками-царапками.»-«Котенок»)
«Придумай такую же загадку» («Спелое, красное, с желтым бочком, сочное». - «Яблоко») Упражнение проводится как с опорой на наглядность, так и по памяти.
Важнейшим условием гармоничного речевого развития ребенка является наличие развивающей речевой среды. Взрослые должны предлагать ему для обсуждения интересную информацию о событиях и явлениях, выходящих за пределы привычного и хорошо знакомого окружения. Целесообразно знакомить ребенка с иллюстрированными детскими энциклопедиями, познавательными фильмами, проводить экскурсии, демонстрировать новые способы изучения окружающего мира (проводить эксперименты). Это создает эффективные условия для расширения тематического содержания бесед взрослых и ребенка и стимулирует развитие речи.