Получи документы

Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе»

Анна Овада
Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе»

Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе».

Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование мотивационной готовности детей к школе“» размещена в разделах

Все чаще у родителей и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться и как максимально подготовить его к школе. Озабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучению в целом и в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.

Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Согласно определению, мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать : потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и т. д… Любое действие или любой поступок человека обусловлена мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека.

В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов :

- социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной значимости обучения, а так же на стремлении ребенка к социальной роли школьника. Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как : «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»;

- учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому;

- оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребенок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят : «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;

- позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как : «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»;

- внешние по отношению к школе и учению мотивы. Дети говорят: «Я пойду в школу, потому что так мама сказала»;

- игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят : «Я хочу в школу, потому что там модно играть с друзьями».

Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, ребенка 6-7 лет. Каждый из мотивов оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер.

Достаточная сформированность учебно-познавательного и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно. А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость.

Сложность оценки мотивов обучения у детей обусловлена тем, что вовремя беседы ребенок, чаще всего, дает социально одобряемые ответы. Можно сказать, что он дает те ответы, которые ждут от него взрослые. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе - дошкольник отвечает утвердительно. Этому есть объяснение: ребенку в возрасте 6-7 лет сложно анализировать свои желания в отношении еще не знакомой ему ситуации, таким образом, объективность ответа на поставленный вопрос можно ставить под сомнение. Однако, дать ответ на интересующий вопрос о желании ребенка учиться в школе, можно с помощью наблюдения за ним в привычных для ребенка ситуациях. Например, во время занятий в детском саду. Можно использовать стандартную беседу Нежновой как дополнительный источник информации.

Формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к поступлению в первый класс.

Работа воспитателя по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех задач:

- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

- формирование положительного эмоционального отношения к школе;

- формирование опыта учебной деятельности;

Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы : экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу.

Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы ими можно было отразить различные стороны школьной жизни : радость детей, которые идут в школу, значимость и важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения в школе и на уроках. Очень важно показать детям образы «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с дошкольниками на сравнении образцов правильного и неправильного повеления.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). В сюжет игры можно включить образ Незнайки, который рисует образ ученика, который не хочет учиться, тем самым, нарушает установленные правила.

Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.

- Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах.

- Способствуйте формированию у ребенка веры в свои силы, не допускайте снижения самооценки ребенка. Каждый раз, когда ребенок прилагает усилия для выполнения задания хвалите его, указывайте на допущенные ошибки и объясняйте, как их можно исправить, чтобы улучшить результат.

- Способствуйте развитию у ребенка навыков общения: учите ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи.

- Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что интерес – это сильная мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше.

- Способствуйте развитию умственных способностей ребенка. И помните, что достижение успеха в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой.

- Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.

- Будьте терпеливы, рекомендуется не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности.

Литература:

1. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе : Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 256с. : ил. – (Подготовка детей к школе).

2. Виноградова Н. Ф. Журова Л. Е. Готов ли Ваш ребенок к школе? : Советы педагога и психолога: Книга для родителей. – Ярославль, 1997.

3. Максакова А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя. – М., 1983.

Публикации по теме:

Комплексный план взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ по формированию мотивационной готовности детей к школе Формирование мотивов, побуждающих к учению, - одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной.

Перспективный план детско-родительского клуба «Скоро в школу» в подготовительной группе Группы семей Задачи Формы работы Примерное содержание Примечание Наглядная пропаганда «Скоро в школу» 1. Формирование представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе»
Опубликовано: 1 февраля 2015 в 21:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД