Анна Овада
Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей «Формирование мотивационной готовности детей к школе».
Достигая возраста 6-7 лет, дошкольники готовятся стать учениками. Близится время начала школьного обучения – закономерного этапа на жизненном пути любого человека.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование мотивационной готовности детей к школе“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Все чаще у родителей и воспитателей возникают вопросы о том, справится ли ребенок со школьной нагрузкой, сможет ли хорошо учиться и как максимально подготовить его к школе. Озабоченность этими вопросами понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость школьника в последующие годы, его отношение к школе и обучению в целом и в конечном счете благополучие его школьной и взрослой жизни.
Одним из компонентов готовности к обучению в школе является мотивационная готовность. Согласно определению, мотив – это внутреннее побуждение к активности. В качестве мотивов могут выступать : потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе и т. д… Любое действие или любой поступок человека обусловлена мотивом или их совокупностью, которые «запускают» активность человека.
В структуре мотивов, определяющих отношение дошкольников к приближающемуся обучению в школе можно выделить шесть групп мотивов :
- социальные мотивы, которые основаны на понимании необходимости и общественной значимости обучения, а так же на стремлении ребенка к социальной роли школьника. Социальный мотив можно отмечать в таких высказываниях детей как : «Я хочу пойти в школу потому, что все дети должны учиться, это важно и нужно»;
- учебно-познавательные мотивы, которые выражаются в стремлении ребенка к новым знаниям, в желании обучаться чему-то новому;
- оценочные мотивы, проявляются тогда, когда ребенок стремится получить положительную оценку взрослого, его похвалу или одобрение. Дети с таким мотивом говорят : «Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»;
- позиционные мотивы, связаны с интересом ребенка к позиции школьника и с интересом его к внешней атрибутике школьной жизни. Позиционные мотивы можно отмечать в высказываниях дошкольника таких как : «В школе учатся большие дети, поэтому я хочу в школу, мне купят портфель, тетради и дневник»;
- внешние по отношению к школе и учению мотивы. Дети говорят: «Я пойду в школу, потому что так мама сказала»;
- игровой мотив, как правило, неадекватно перенесен ребенком в учебную деятельность. Дети с доминированием этого мотива говорят : «Я хочу в школу, потому что там модно играть с друзьями».
Следует отметить, что степень выраженности и сочетание мотивов для каждого ребенка индивидуальны. Каждый из перечисленных мотивов в какой-либо степени присутствует в мотивационной структуре дошкольника, ребенка 6-7 лет. Каждый из мотивов оказывает определенное влияние на формирование учебной деятельности ребенка и ее характер.
Достаточная сформированность учебно-познавательного и социальных мотивов в сочетании с оценочными мотивами в целом, оказывает положительное влияние на успешность усвоения знаний в школе. Влияние позиционных и внешних мотивов на процесс обучения несущественно. А преобладание игрового мотива оказывает негативное влияние на школьную успеваемость.
Сложность оценки мотивов обучения у детей обусловлена тем, что вовремя беседы ребенок, чаще всего, дает социально одобряемые ответы. Можно сказать, что он дает те ответы, которые ждут от него взрослые. На вопрос: «Ты хочешь учиться в школе?» - дошкольник отвечает утвердительно. Этому есть объяснение: ребенку в возрасте 6-7 лет сложно анализировать свои желания в отношении еще не знакомой ему ситуации, таким образом, объективность ответа на поставленный вопрос можно ставить под сомнение. Однако, дать ответ на интересующий вопрос о желании ребенка учиться в школе, можно с помощью наблюдения за ним в привычных для ребенка ситуациях. Например, во время занятий в детском саду. Можно использовать стандартную беседу Нежновой как дополнительный источник информации.
Формирование мотивов обучения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке к поступлению в первый класс.
Работа воспитателя по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех задач:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности;
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы : экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов, заучивание стихов о школе, рассматривание картинок о школьной жизни и их обсуждение, рисование школы и игра в школу.
Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы ими можно было отразить различные стороны школьной жизни : радость детей, которые идут в школу, значимость и важность школьных знаний, содержание учебной деятельности, школьная дружба, взаимопомощь, правила поведения в школе и на уроках. Очень важно показать детям образы «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с дошкольниками на сравнении образцов правильного и неправильного повеления.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных представлений, моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения). В сюжет игры можно включить образ Незнайки, который рисует образ ученика, который не хочет учиться, тем самым, нарушает установленные правила.
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе педагогам подготовительных групп в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.
- Поддерживайте и поощряйте стремление ребенка к получению новой информации, отвечайте на его вопросы, давайте ребенку новую информацию о уже знакомых ему предметах.
- Способствуйте формированию у ребенка веры в свои силы, не допускайте снижения самооценки ребенка. Каждый раз, когда ребенок прилагает усилия для выполнения задания хвалите его, указывайте на допущенные ошибки и объясняйте, как их можно исправить, чтобы улучшить результат.
- Способствуйте развитию у ребенка навыков общения: учите ребенка дружить, разделять с друзьями успехи и неудачи.
- Следите за тем, чтобы ребенок не скучал во время занятий. Потому что интерес – это сильная мотивация, если ребенку интересно учиться, его успеваемость выше.
- Способствуйте развитию умственных способностей ребенка. И помните, что достижение успеха в овладении новыми знаниями и умениями определяется временем и практикой.
- Не демонстрируйте излишнюю тревогу по поводу неудач ребенка.
- Будьте терпеливы, рекомендуется не давать ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности.
Литература:
1. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе : Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001. – 256с. : ил. – (Подготовка детей к школе).
2. Виноградова Н. Ф. Журова Л. Е. Готов ли Ваш ребенок к школе? : Советы педагога и психолога: Книга для родителей. – Ярославль, 1997.
3. Максакова А. И. Тумакова Г. А. Учите, играя. – М., 1983.