МААМ-картинки

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно — ролевую игру»

Белозерова Марина Сергеевна
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно — ролевую игру»

МКДОУ Тогучинского района «Тогучинский детский сад №2»

Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно – ролевую игру»

Приготовила: воспитатель 1 кв. категории

Белозерова Марина Сергеевна

Тогучин, 2019 год

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно — ролевую игру“» размещена в разделах

События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты стихийных бедствий, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях пагубно отразились на состоянии здоровья и жизни людей.

Безопасность граждан – одна из основных функций гуманистического государства, опирающегося в своей деятельности как на правовую, законодательную базу, так и на соответствующие знания и навыки самих граждан. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители дошкольных учреждений. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций.

С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Для дошкольного возраста проблематично воспитывать «обеспечение безопасности при стихийных бедствиях, экстремальных ситуациях в быту, в лесу, на транспорте» вследствие малого жизненного опыта. Дети оказываются совершенно неподготовленными к ответственности за собственную и чужую жизнь. Можно научить ребенка правильно отвечать на вопросы по безопасному поведению, как правильно действовать в определенной ситуации, но маленький ребенок не обладает способностью распознавать тип опасной ситуации и моментально действовать в ней. Отработать с детьми все возможные ситуации, в которые они могут попасть, невозможно. Поэтому очень важно сформировать у ребенка понятия «опасность – безопасность», позволяющие ему самостоятельно определять статус ситуации в разных областях жизни и действовать в ней.

Но возникает противоречие между представлениями ребенка о безопасности жизнедеятельности и эффективностью используемых форм и методов, направленной на умение применить свой опыт в различных ситуациях.

Решая данное противоречие, основной акцент сделан на игровую деятельность. В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореабилитации.

Руководя игрой, оказывая влияние на ее содержание, организуя жизнь детей в игре, их взаимоотношения, педагог воздействует на все стороны личности ребенка: на сознание, чувства, волю, отношения, поступки и поведение в целом. Ценность игры, как воспитательного средства заключается и в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей.

Игра – особая форма общественной жизни дошкольников, в которой

они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию ребенка, воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. В процессе игровой деятельности развивается активное речевое общение детей, расширяется и обогащается словарный запас.

Сюжетно – ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В такой игре ребенок лишь соприкасается с реальностью, тем самым подготавливая себя к своей будущей роли в семье и в обществе.

Со временем ребенок все больше усложняет умственное построение, укрепляется связь с реальностью, его игры становятся более интересными и многогранными, включают все больше элементов фантазирования, творчества, изобретательской деятельности.

Именно эти игры шаг за шагом подготавливают ребенка к взрослой жизни.

Сюжетно-ролевая игра, а так же игровые ситуации, организуемые в рамках игры, дают возможность ребенку проиграть различные ситуации, закрепить правила безопасного поведения, возможность «переиграть», если совершил ошибку.

Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой.

• Организованные наблюдения детей за профессиональными действиями взрослых с целью ознакомления детей с социальной значимостью профессии, системой присущих им действий (например, инспектор ГИБДД):

демонстрация способов профессиональных действий одного взрослого относительно другого взрослого;

показ способов профессиональных действий взрослого, направленных, на какой либо предмет.

• Наблюдения воспитателя за самостоятельными играми детей с целью обучения детей принятию игровой роли:

побуждение ребенка принять роль взрослого через создание проблемной ситуации;

поощрение детей, которые уже обозначили свои роли атрибутами, но еще не готовы выполнять соответствующие игровые действия;

эмоциональное комментирование игровых действий ребенка и соотнесение их с названием роли.

• Принятие взрослым параллельной роли с целью обогащения ролевого поведения (например, пожарный).

• Введение в игру ребенка новых атрибутов (копий реальных предметов, предметов заместителей) с целью обогащения его ролевого поведения:

- рассказ воспитателя «О том, как я играла в детстве»;

- предложение новых атрибутов непосредственно во время игры;

- принятие воспитателем главной роли в игре на себя.

• Совместная игра взрослого с несколькими детьми одновременно, которая будет способствовать появлению у ребенка желания играть вместе с другими детьми.

Сюжетно-ролевая игра позволяет «проиграть» опасные жизненные ситуации и в то же время охватить несколько основных аспектов:

Первый из них познавательный, то есть, играя, ребенок получает новые знания и навыки, которые помогут ему адекватно реагировать на опасную ситуацию.

Второй — воспитательный. В процессе игры демонстрируются разнообразные модели общения людей. Ребенок получает и усваивает такую форму поведения, при которой, оставаясь добрым, можно быть осторожным и бдительным. Важный навык также заключается в том, что окружающему миру следует доверять, не забывая о безопасности.

Суть третьего, поведенческого аспекта состоит в формировании соответствующих опасным ситуациям моделей поведения.

Безусловно, благородная цель — безопасность детей дошкольного возраста в различных жизненных ситуациях, может быть достигнута только совместными стараниями педагогов и родителей. То есть навыки, полученные во время игры в детском саду, должны быть закреплены родителями в семье.

Сюжетно-ролевая игра – это не изолированный вид деятельности. Она тесно связана с другими видами деятельности по следующим направлениям: социально-личностное развитие, познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие.

О каких правилах безопасности можно поиграть с детьми в соответствии с их возрастными особенностями:

Младший возраст:

I «Безопасность в доме».

Закреплять правила безопасного поведения:

- опасно трогать колющие и режущие предметы, разбитую посуду;

- опасно брать и зажигать спички;

- опасно употреблять лекарственные препараты и трогать бытовую химию;

- опасно вставлять металлические предметы в розетку;

- опасно заходить в лифт без взрослого;

- опасно самому открывать дверь.

ІІ «Транспорт».

Закрепить правила безопасного поведения пешехода на дороге.

Закреплять правила безопасного поведения во дворе, катание на велосипеде.

Закрепить правила поведения в транспорте.

III «Природа».

Закреплять правила безопасного поведения:

- опасно дразнить животных;

- опасно собирать незнакомые растения.

Закрепить правила поведения на водоемах в летний и зимний период.

IV «Опасности в социуме».

Закреплять правила безопасного поведения:

- опасно брать угощение от незнакомых людей;

- опасно идти с незнакомыми людьми;

- опасно открывать незнакомые пакеты, сумки, брать игрушки вне дома.

Средний дошкольный возраст

I «Безопасность в доме».

Закреплять:

- правила пожарной безопасности;

- правила пользования электроприборами;

- безопасному обращению с колющими и режущими предметами;

- безопасному обращению с водой;

- правила безопасного обращения с лекарственными препаратами, с

бытовой химией;

- правила безопасного поведения пользования лифтом.

II «Транспорт».

Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, правилах поведения пешехода.

Закрепить правила поведения в транспорте.

III «Природа».

Закрепить умение отличать съедобные грибы от ядовитых грибов.

Закрепить правила безопасного поведения с животными, птицами.

Закрепить правила поведения на водоемах в летний и зимний период.

IV «Опасность в социуме».

Упражнять в правилах безопасного поведения с незнакомыми взрослыми

(отказывать в просьбе пойти с ними куда-либо, брать сладости).

Закрепить умение любым возможным способом привлечь к себе внимание прохожих (кричать, звать на помощь, кричать «чужой», пытаться вырваться).

Старший дошкольный возраст

I раздел «Безопасность в доме»

Закрепить правила безопасного поведения:

- пользования горячей водой;

- лекарственными препаратами и бытовой химией;

- в ситуации с нахождением на балконе и с открытым окном;

-с незнакомыми людьми, если они звонят в дверь, звонят по телефону;

Закрепить:

- правила пожарной безопасности;

- правила обращения с электроприборами;

-правила пользования лифтом.

II «Транспорт».

Учить:

- называть некоторые дорожные знаки (пешеходный переход, пункт медицинской помощи, телефон);

- правилам безопасного поведения на железнодорожных путях;

- правилам пользования общественным транспортом (опасно бежать через дорогу, всегда уступать место пассажирам с маленькими детьми, пожилым и больным людям и т. д.).

- правилам поведения во дворе (играть только в специально отведенных местах, помнить о том, что во дворе тоже ездят машины).

Воспитывать осторожность, осмотрительность в отсутствии близких взрослых.

III Опасности в природе»

Закрепить правила безопасного поведения с животными:

- опасно кричать и угрожать палкой бездомным собакам;

- опасно гладить без разрешения хозяина собаку или кошку;

Закрепить правила безопасного поведения на воде во время купания летом, на льду – зимой.

Закрепить правила безопасности при сборе грибов и ягод.

IV «Опасности в социуме».

Закрепить правила безопасного поведения в ситуациях с:

- незнакомыми людьми, уметь вежливо отказаться от угощения, предложенного чужим человеком, или пойти с ним куда-либо.

Закрепить умение позвать на помощь.

Закрепить правила безопасного поведения в ситуациях с незнакомыми предметами вне дома (опасно заглядывать, а тем более брать с собой оставленные кем- то сумки, пакеты, игрушки).

Закрепить правила поведения в ситуации, если ты потерялся.

Закрепить названия телефонов специальных служб (02, 03, 01, 04).

Сюжетно- ролевая игра по правилам пожарной безопасности во второй младшей группе «Как Маша и Медведь устроили пожар в доме».

Задачи: Формируем первоначальные представления об огне. Помогаем детям на практике усвоить правило: детям нельзя брать спички и зажигалки и играть с ними в доме. В практической ситуации выясняем правильные действия в случае возникновения пожара.

Содержание деятельности: После сна к детям в гости пришли герои любимого мультфильма «Маша и Медведь». Они пригласили ребят в гости. Машенька решила напоить детей чаем. Она взяла спички и без разрешения Мишки стала разжигать огонь в печке. Спичка упала на ковер и он загорелся. Машенька испугалась, а дети вместе с воспитателем помогли потушить пожар, а потом успокоили ее и Мишку. Так через игру малыши поняли, что детям нельзя брать спички. Это может привести к беде.

Запомнить всем необходимо - в пожарах гибнут часто лишь от дыма!

Мокрую тряпочку к носу прижми и поскорее из дома беги!

Знает каждый гражданин пожарный номер - 01!

Если вдруг пожар случится, этот номер набирайте и пожарных вызывайте!

Сюжетно-ролевая игра «Пожарные» для 1 младшей группы

Программное содержание:

1. Знакомство с профессией – Спасатель (пожарный)

2. Активизация в речи детей слов: пожарный, тушить,.

3. Познакомить детей с пожарной машиной.

4. Воспитывать интерес к профессии пожарный.

Предварительная работа:

Чтение с детьми стихотворения «Кошкин дом».

Материал: фонограмма со стихотворением «Кошкин дом», клаксон для имитации сигнала машины, картина с изображением пожарного, пожарная машина, домик.

Ход игры:

Включить фонограмму со сказкой «Кошкин дом»

Дать детям ее прослушать. Воспитатель спрашивает у детей.

- Ребятки, что случилось в сказке? – загорелся дом.

- А у кого дом загорелся? – У кошки.

- Скажите, а вы, знаете, кто спасает домики от пожара? – нет.

- А я вам сейчас расскажу, (показываю картинку с изображением пожарного).

Дети вместе с воспитателем повторяют слово «пожарный». Затем педагог предлагает детям послушать стихотворение.

- Сейчас я вам прочту сказку «Кошкин дом», а вы внимательно послушайте:

«Тили бом! Тили бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом!

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом,

А лошадка - с фонарем,

А собачка – с помелом,

Серый заюшка - с листом,

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь погас!»

- Как вы думаете, о чем это стихотворение? – У кошки загорел дом!

- Правильно! Молодцы!

- А что нужно сделать! – потушить.

-Вот сейчас я предлагаю поиграть в пожарных (спасателей, будем спасать кошкин дом.

Раздается гудок клаксона.

- Кто это сигналит нам? – Машина.

- Давайте посмотрим, что это за машина и что она нам привезла?

Воспитатель вносит в группу машину и картинку с изображением пожарного. Предлагает детям рассмотреть ее.

- Посмотрите, пожарный просит нас помочь потушить кошкин дом.

- Поможем? - Да.

- За руль!

Воспитатель показывает детям, как нужно тушить пожар.

Дети вместе с воспитателями тушат дом. Когда все потушили воспитатель от имени пожарного и кошки говорит ребятам «СПАСИБО».

Сюжетно ролевые игры: «Мы - пожарные»

Предварительная работа: беседы о работе пожарных, рассматривание сюжетных картинок, чтение рассказов о пожаре (Л. Толстой «пожарные собаки, С. Маршак «Кошкин дом», С. Михалкова «пожар», рисование на данную тему, обыгрывание ситуаций о правилах поведения на пожаре, дидактические игры.

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, набор игрушек «Мы – пожарные», магнитофон (аудиозапись «пожарной мигалки»).

Сюжетно-ролевая игра «Один дома».

Предварительная работа: беседы на тему безопасности дома, разучивание пословиц об огне и воде, беседа на тему «Огонь – спутник и помощник человека», отгадывание загадок об огне, воде, бытовых предметах, рассматривание сюжетных картинок на тему «Чтобы дома не случилась беда», знакомство с пословицами об огне, дидактические игры по пожарной безопасности.

Цель: развивать умения брать роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, микроволновая печь, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т. д.) ,предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т. д., телефон, набор игрушек «Мы – пожарные», игровой уголок, обустроенный детской и кукольной мебелью.

Сюжетно – ролевая игра «Помоги кукле Кате»

Цель: с помощью игровых приемов продолжать развивать у детей интерес к игровым действиям сверстника: помогать играть рядом, не мешать друг другу. Формировать: а) начальные навыки ролевого поведения, б) связную речь, внимание, память.

Атрибуты: накидки - плащи пожарников, руль, пожарный шланг

Ход игры:

Орг. момент: педагог предлагает детям ситуацию: "У куклы Кати, мама ушла на работу. А Катя осталась одна дома и решила поиграть, пришла она на кухню и увидела спички. Взяла кукла спички и начала чиркать ими, это очень нравилось Кате, и она громко смеялась. Но вдруг, одна спичка зажглась, Катя испугалась и бросила эту спичку на пол. Загорелся ковер… бедная Катя бегала по комнате и не знала, что ей делать…"

- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать? Давайте, поможем затушить огонь Кате. Распределение ролей (пожарные, водители). Обыгрывание ситуации.

Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил противопожарной безопасности «Кошкин дом»

ЦЕЛЬ: продолжать развивать выполнять в игре несколько взаимодействий (едем на автобусе, дарим подарки, тушим пожар, лечим пострадавших); учить детей через созданные ситуации управлять своими эмоциями, умению владеть собой в экстренных ситуациях; развивать связную речь через общение в игре, активизировать в речи детей глагольный словарь; название и назначение посуды; воспитывать гостеприимство, культуру поведения в транспорте, в гостях.

Оборудование: автобус, кукольная посуда, пожарная машина, вертолет, скорая помощь, кошка – мягкая игрушка.

Возраст участников: 4-6 лет

Сюжетно-ролевая театрализованная игра по обучению противопожарной безопасности «Спички детям не игрушка!»

Цель: формирование у детей ответственного отношения к противопожарной безопасности. Закрепление знаний правил противопожарной безопасности; в игровой форме показать к чему приводит беспечность игры со спичками; развивать игровые навыки и театрализованные способности.

Оборудование: театральные маски 2 лесных животных, костюм огня и пожарного; бутафорские спички, костёр и огнетушитель, телефон.

Возраст участников: 4-7 лет

Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил поведения в чрезвычайных ситуациях «МЧС»

ЦЕЛЬ: знакомство с работой спасателей; закрепление знаний о правилах пожарной безопасности, поведения в экстремальных ситуациях.

Оборудование: автомобили, накидки (атрибуты) с аппликациями машин: скорая помощь, пожарная машина, милиция, макеты огнетушителей, шапка пожарного, шланг для тушения пожара, сумка с набором инструментов спасателя, сумка с набором медицинского оборудования, рация, носилки, жезл, макет светофора, дорожные знаки, телефон, фотоаппарат.

Возраст участников: 5-7 лет

Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил дорожного движения

«Правила поведения на дороге»

ЦЕЛЬ: закреплять знания о правилах дорожного движения, о разных видах наземного транспорта, расширять знания о профессиях участников дорожного движения, о сигналах светофора, о поведении на улице всех участников дорожного движения.

Оборудование: различные виды автомобилей, настольное панно, макеты различных зданий, фигурки людей, набор дорожных знаков.

Возраст участников: 5-6 лет

Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил дорожного движения «В стране дорожных знаков»

ЦЕЛЬ: закреплять знания о дорожных знаках, о правилах дорожного движения, о разных видах наземного транспорта, моделирование различных ситуаций с дорожными знаками.

Оборудование: автомобили, напольное панно, макеты различных зданий, фигурки людей.

Возраст участников: 6-7 лет

Сюжетно-ролевая играя по соблюдению правил дорожного движения «Улица»

ЦЕЛЬ: развивать умение двигаться в заданном темпе и направлении, не наталкиваясь друг на друга, соблюдая дистанцию дорожного движения. Закреплять знания о дорожных знаках и их назначении, о сигналах светофора, поведении на улице. Знакомить с работой регулировщика дорожного движения. Воспитывать навыки коллективной игры.

Оборудование: игровая площадка на участке детского сада, нагрудные машины (игрушки) – наземный транспорт, рули, светофор, дорожные знаки, жезл.

Возраст участников: 5-7 лет.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» ХХI век, к сожалению – это время тревоги и неуверенности в завтрашнем дне: теракты с многочисленными жертвами, заказные убийства, бандитизм,.

«Как решается задача по познавательно-речевому развитию через сюжетно-ролевую игру» «Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста» тема: «Как решается задача по познавательно-речевому развитию через сюжетно-ролевую.

Консультация «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру» Я Губина Светлана Юрьевна воспитатель первой категории МКДОУ Волчихинский детский сад №3 «Солнышко» предлагаю вашему вниманию призентацию.

Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста через дидактическую игру Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 «Незабудка» комбинированного вида» Инновационный педагогический.

Консультация для родителей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Предотвращение несчастных случаев Вашему малышу скоро исполнится четыре года. В этом возрасте дети обладают естественным любопытством,.

Консультация для родителей «Социализация детей через сюжетно-ролевую игру» Игра – это ведущий вид деятельности у детей. Через сюжетно-ролевые игры ребенок познает мир, учится общению. Через игру ребенок готовится.

Обучение навыкам основ безопасной жизнедеятельности дошкольников Вопрос о безопасном проживании человека сегодня во многих странах ставится на первое место. В различном формате обсуждается эта проблема.

Презентация педагогического проекта «Играем в сюжетно-ролевую игру» в младшей группе Тип проекта: игровой, с использованием элементов творческих игр. Продолжительность проекта: долгосрочный (2015-2016 учебный год). Участники.

Самообразование «Социализация через сюжетно-ролевую игру» «Социализация детей младшего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру» Цель: Воспитывать дружеские отношения в детском коллективе.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование основ безопасной жизнедеятельности, через сюжетно — ролевую игру»
Опубликовано: 3 октября 2019 в 08:11
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД