Вера Костомарова
Консультация для воспитателей «Формирование трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
На четвертом году жизни ребёнок ещё нуждается в помощи и уходе взрослых, воспитатель старается поощрять все проявления самостоятельности. Сформированные навыки одевания и раздевания, примерно к середине года, позволяет педагогу почти полностью отказаться от помощи воспитанникам и в основном ограничиться наблюдением, напоминанием выполнения действий, поощрением. Однако на данной возрастной ступени необходимо уделять формированию трудовых навыков. Поскольку овладение навыком происходит не сразу, а с затратой определённых усилий, поэтому от воспитателя требуются выдержка и терпение. Он замечает достижения детей, и поэтому укрепляет в них веру в свои силы. Не удачу детей педагог исправляет осторожно, не задевая их самолюбия. В особом внимании нуждаются дети, которых дома чрезмерно опекают (одевают, раздевают и пр.). Воспитатель тактично объясняет родителям, как нужно побуждать своих ребятишек к большей самостоятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
В конце года воспитатель предъявляет к детям более высокие требования к самостоятельности в процессе самообслуживания, к качеству их действий, используя поощрения. Привлекает воспитанников к совместной работе со взрослыми (помощником воспитателя, дворником) находить доступную форму их общего труда. Ребёнок испытывает радость от того, что он уже "помогает", что он уже "большой".
Под руководством взрослого ребенок постепенно усваивает, какое оборудование необходимо для выполнения того или иного поручения, узнает, где оно хранится, как нужно им пользоваться. Постепенно у детей формируется представление о том, что к выполнению трудового задания нужно готовиться.
К посильному труду приучая воспитанников, педагог терпеливо изо дня в день показывает им, как и что надо делать, как добиваться результатов при наименьшей затрате сил, рассказывает для чего это нужно, какова цель труда. Результат труда он проверяет и оценивает.
Воспитатель организует хозяйственно - бытовой труд труд в природе, по мере овладения детьми трудовыми умениями и навыками. Руководить удобно педагогу одновременно деятельностью двух воспитанников. Он может им дать общий совет о качестве работы. В ходе такого труда рядом между детьми - его участниками возникает общение, используя этот момент для воспитания у малышей правильных взаимоотношений. Педагог предлагает ребенку оказать помощь товарищу или же не мешать ему, поддерживает разговоры детей в процессе работы по поводу её качества, темпа выполнения задания.
Дежурство по столовой вводится во второй половине года. Дежурят ежедневно четверо детей. Педагог организует специальные занятия, перед тем, как ввести дежурство, на котором подробно показывает все действия, привлекая детей к их выполнению.
Воспитатель руководит работой дежурных, также закрепляет навыки раскладывании приборов, учит последовательности действий, точности, исполнительности. Так же формирует у детей самостоятельность, умение преодолевать трудности, доводить работу до конца, навыки положительных взаимоотношений, потребность заботится друг о друге, помогать старшим.
Роль воспитателя в руководстве дежурством меняется,по мере освоения детьми навыков труда. В начале педагог напоминает приемы работы, позднее ограничивает свою деятельность советом, напоминанием, контролем, одобрением.
Обращать внимание детей на общественную значимость труда дежурных, важно чтобы обязанности дежурных выполняли все воспитанники, а не только активные и умелые. К концу года года дети овладевают умением дежурить самостоятельно. У ребенка формируется представление о труде окружающих, уважительное отношение к труженикам и результатам их деятельности. Детей данного возраста следует привлекать к участию в труде взрослых, систематически организуя совместную деятельность. Воспитатель поощряет добровольное участие малышей в труде взрослых.