Елена Давыдова
Консультация для воспитателей и презентация «Развитие у воспитанников организации способов действия»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие способности организации действий
Способность организации действия обеспечивает осознанность замысла действия, наличие его плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства, дает возможность оценить результат действия и ответить на вопрос — зачем это действие нужно произвести.
Публикация «Консультация для воспитателей и презентация „Развитие у воспитанников организации способов действия“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Развитие этой способности позволяет ребенку понять, что и для чего делает он и что и в каких целях делают другие люди.
Иногда не различают активность и действие. Между тем дети очень активны, но действие осуществляют лишь немногие. Как часто взрослый пытается выяснить у ребенка, что тот сделал, а главное, для чего, но ответа он и не ждет, т. к. заранее знает, что малыш даже не задумывался над этими вопросами — он просто сделал, отреагировал на возникшие обстоятельства. Действие тем и отличается от простой активности, реагирования, что в нем присутствует замысел.
Человек, осуществляющий действие, ставит цели и задачи, а значит, в его сознании произошел важный акт: отношение к ситуации, которую ему надо изменить, преобразовать. Образ желаемого будущего и наличной, не желаемой ситуации становится той исходной точкой напряжения, которая вызывает к жизни замысел перехода к будущему. Замысел включает план действий, которые приведут к решению задачи и реализации цели. Но, чтобы такой план конкретных действий появился, нужно учесть параметры ситуации. Одной из важнейших составляющих замысла является способ действия. Способ часто не отличают от алгоритма. Обучая ребенка какому-либо предметному действию, взрослый передает ему алгоритм, т. е. последовательность конкретных действий с конкретным материалом. А вот способ действия передается очень редко, поскольку способ — это система средств, позволяющая решать целый класс подобных задач, следовательно, передача ребенку способа связана с пониманием (в отличие от знания, информированности) и с мышлением (построением идеального объекта, модели). Освоенный способ позволяет человеку самостоятельно выстраивать алгоритмы действия, в зависимости от условий действия, конкретных обстоятельств, возможностей и типа задачи.
Ребенок в дошкольном и младшем школьном возрасте должен перейти от активности к совершению действий. Этот переход осуществляется за счет освоения ребенком некоторых различений и понятий, но не в мыслительном плане, а в действиях. Представим необходимые различения в виде категориальных и понятийных пар:
• цель — результат. Цель — что я хочу сделать; для чего хочу это сделать (смысл, назначение); как выглядит то, что я хочу сделать; результат — что я получил в результате действий, похоже ли оно на то представление, которое у меня было до действия;
• цель — средство (способ). Цель — что я хочу получить; способ — как я буду это получать, могу ли я получить то же самое, если внесу некоторые изменения, какие изменения можно вносить;
• ситуация — цель (задача). Ситуация — обстоятельства или действия и намерения других людей, так же как и бездействие, приводящие к не желаемому для меня настоящему или будущему; задача — в данных обстоятельствах и с данными людьми и их намерениями то, что я хочу, может быть реализовано определенным способом;
• замысел — реализация. Замысел — что хочу сделать, план действий (последовательность действий или операций, этапы получения результата, реализация — что получается на самом деле;
• материал — продукт. Материал, с которым буду работать, что подвергается преобразованию. Продукт — образ результата работы;
• орудия и инструменты. С помощью, каких инструментов или орудий я могу получить конечный продукт.
В совместном действии и в коммуникации взрослый относится к активности ребенка (оценивает, анализирует и планирует, используя различения, имеющиеся у него как у человека, владеющего формой деятельности. Конечно, анализ и план представлены не в виде схемы или лекции о деятельности, а в виде вопросов и интерпретаций ответов ребенка. Так категория цели представляется в следующих вопросов-различений:
• Зачем ты это сделал? Ты это сделал «для чего-то» или «почему-то»? (Это вопрос на различение действия и реагирования на обстоятельства. Дети часто совершают поступки не для чего-то конкретного, т. е. с какой-то целью, а почему-то, реагируют на какую-то причину, не осознавая и не предполагая последствий своей реакции.)
• Что ты хочешь сделать?
• Для чего ты хочешь это сделать?
• Как ты думаешь, что будет, когда ты это сделаешь? Кто обрадуется? Кому это пригодится?
• Как ты считаешь, могли бы мы сейчас что-нибудь интересное (полезное, веселое) сделать?
• Ты хорошо придумал, мы будем это делать сейчас? Пара - продукт — результат может быть представлен через следующие вопросы:
• Что ты хотел сделать, а что у тебя получилось?
• То, что получилось, похоже на то, что ты хотел сделать? В чем отличия? То, что получилось, лучше, чем то, что ты хотел сделать?
За счет включения взрослым ребенка в отношения по поводу его действий у последнего возникает система различений, позволяющих видеть и организовывать чужие действия. Так, введение различения замысла и реализации в схематическом изображении выглядит следующим образом (схема 8).
Для дошкольников в совместной работе со взрослым эта схема представлена не в мыслительном плане (схематическое и понятийное описание различения замысла и реализации, а в коммуникативном, в виде очень простых и понятных ребенку вопросов.
Вопросы, направленные на выстраивание замысла:
. Что ты хочешь сделать?
• Для чего ты это будешь делать?
• Как ты собираешься это сделать?
• Что за чем ты будешь делать (в какой последовательности?
• Какой материал тебе нужен (что тебе нужно для дела?
• Каким инструментом ты будешь пользоваться, посмотри, все ли у тебя есть?
• С кем ты будешь работать вместе? Вопросы, направленные на анализ реализации:
• Что ты сейчас делаешь?. Что ты уже сделал?
• Что будешь делать дальше (этапы?
• У тебя получается?
• Получается сделать, как хотел (хотели, или ты уже поменял свой (наш) план?
• Почему ты поменял свой (наш) план, думаешь так дальше не получится сделать?
• В чем мы допустили ошибку, когда планировали?
• Как надо было спланировать (придумать, как делать?
Переход ребенка к действию связан с появлением управления организации собственного действия как функции, которую осуществляет сам ребенок.
В коллективных делах ребенок имеет возможность освоить и замысел, и реализацию, а также коммуникативную составляющую деятельности, поскольку, в отличие от индивидуальной работы, в данном случае ребенку приходится описывать свою работу, понимать, что делают другие, выстраивать работу посредством коммуникации.
Овладение ребенком основными компонентами способности организации действия проявляется в том, что он:
1. Демонстрирует способность на деле, т. е. может организовать свое или коллективное действие.
2. Может вступать в коммуникацию по поводу своей и чужой деятельности, владеет языком описания деятельности (может правильно поставить и задать вопрос, описать свою или чужую работу, изложить свой замысел и т. д., понимает обращенные к нему вопросы).
3. Может анализировать свою и чужую работу, выявлять в ней ошибки или, напротив, фиксировать правила.
На первом этапе от ребенка ожидается понимание задания, понимание и удержание продукта, который надо получить в ходе работы. Важное обретение этого этапа — возможность воспроизводить, понимать и описывать алгоритм действия.
На втором этапе ребенок учится видеть результат работы и сравнивать его с продуктом, который должен был получиться. Конечно, малыши характеризуют конечный результат в самых общих чертах. Сначала надо просто опознать. На основе сопоставления результата с продуктом можно начинать оценивать эффективность алгоритма действия, а значит, и выбирать алгоритм в соответствии с требованиями к результату вещь, которая получилась, и сравнить ее с замыслом. Ребенок должен обнаружить связь достижения или не достижения результата со своими действиями.
На третьем этапе ребенок учится анализировать свои действия, «забираясь» внутрь алгоритма. Он может выявлять устройство самого алгоритма, необходимость и закономерность этапов работы. На этом этапе можно говорить о том, что у ребенка появляется планирование. То есть ребенок может удержать в сознании алгоритм действий, может сопоставить план с реально осуществляемой работой по ходу действия, следовательно, он может контролировать, на каком этапе по плану он находится, какой этап предстоит, на каком этапе произошло изменение, ошибка или допустимая вариация и т. п.
Четвертый этап связан с появлением трех новообразований.
1. Постановка задачи в конкретной ситуации действия. Ребенок может на простом материале провести анализ ситуации, построить замысел действия, учесть при этом замысливании параметры продукта, наличие материала, инструментов и другие обстоятельства. Учитывая обстоятельства, ребенок в состоянии изменить замысел, выбрать способ достижения цели, сконструировать новый способ.
2. Выбор способа и конструирование способа. Поскольку на предыдущем этапе ребенок стал анализировать и расчленять алгоритм действия, менять его составляющие, на этом этапе он может из выделенных элементов сложить новый способ.
На основе конструирования способа и постановки задачи становится возможным превратить части алгоритма достижения результата в самостоятельные подзадачи.
Переход ребенка на каждый новый этап означает, что ребенок имеет в опыте действия тот фрагмент способности, который осваивался на предыдущем этапе, и пробует свои силы в освоении нового средства организации действия.
Для того чтобы ребенок осваивал средства организации действия, необходимо изменение взаимодействия между ребенком и взрослым. Одним из таких изменений стала замена традиционного предметного занятия делом. Действительно, любой вид детской деятельности, будь то рисование, постановка спектакля или посадка цветов, мы привыкли называть занятием. Но эта же деятельность может оказаться и делом, если она появилась благодаря замыслу ребенка, его планированию и реализации. А если ребенок вовлек в свое дело других детей и взрослых, если оно и его результат стали значимыми для всех, то можно считать, что дело стало общим.
Кроме дела для формирования способности организации действия, можно использовать специально сконструированные занятия и игры. Основной принцип таких занятий состоит в том, что осваиваемое содержание выступает искомым средством для выполнения какой-либо работы ребенком, а ребенок чаще всего выступает в роли организатора коллективной деятельности.
Занятия для группы выстраиваются с учетом интересов и возможностей детей. На основе типовых сценариев занятий по формированию способности организации действия воспитатели создают свои сценарии на самом разном материале. Занятия на формирование способности ориентированы в первую очередь на открытие детьми законов организации действия и деятельности, на пробы в разных способах организации. В отличие от традиционных занятий, на которых важно, чтобы дети дошли до конечного продукта (сделали птичку, правильно пересказали текст и т. д.) и как можно быстрее освоили правильный способ действия, в занятиях на развитие способности эта задача отходит на второй план. Традиционные занятия формируют умения и навыки, что позволяет ребенку включаться в какую-либо практическую работу. Занятие на развитие способности позволяет осознанно управлять своей деятельностью, что используется затем в практической работе на традиционных занятиях».