Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»

Наталья Плахтеева
Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»

Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»

Не бывает детства без игр, и не бывает детства без считалок, закличек, дразнилок, мирилок.

Дома во дворе, на детских площадках, и даже находясь на отдыхе, можно услышать, как общаются между собой играющие дети. Если прислушаться к их разговору по внимательнее, то услышишь озорные заклички, зазывалки, дразнилки, мирилки.

Их можно услышать по любому поводу - кому водить в игре, кто побежит домой за мячом, в каком порядке кататься на качелях и т. д.

Очень часто дети весело, без запинки, с выражением рассказывают смешные, но не очень приличные стишки, анекдоты, дразнилки.

И взрослые порой удивляются не тому, что их знают дети, а тому, что и они сами, когда были детьми, тоже их говорили, когда собирались во дворе и играли в разные игры!

Считалки, заклички, дразнилки, мирилки живут своей жизнью, появляются новые, изменяются старые, но есть те, которые знали ещё бабушки и дедушки, папы и мамы, и, теперь их знают нынешние дети.

Оказывается, стишки, песенки, дразнилки так и продолжают жить в детской среде, переживая смену всё новых поколений детей.

- Эна, бена, рама,

- Квинтер, финтер, жаба!

Что означают эти слова? Когда они произносятся? Что это за набор букв?

Это детский дворовой фольклор. В основном он состоит из таких форм:

- закличка – это песенное обращение к силам природы;

- считалка - это небольшой стихотворный текст с чёткой рифмо - ритмической структурой в шутливой форме, предназначенный для избрания ведущего в игре;

- дразнилка - это небольшой стишок, для высмеивания недостатков человека или для защиты от обидчика;

- мирилка – это короткие стишки, которые приговаривают дети после ссоры;

- страшилка – это жанр современного детского дворового фольклора, цель которого испугать слушателя;

- анекдот - фольклорный жанр, короткая смешная история, обычно передаваемая из уст в уста;

- дворовые стишки – короткие смешные стишки, созданные детьми.

С помощью этого детского фольклора дети учатся взаимодействию со сверстниками, познают мир, учатся принимать правила игры.

Хочу привести некоторые (достаточно приличные) примеры детского дворового фольклора, который бытовал в нашей среде во времена моего детства и, как оказалось, продолжает жить и в наше время уже у нынешнего поколения детей.

Считалки

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети.

Все кричали «Кук! Мак!»

Убирай один кулак.

Стакан-лимон выйди вон.

Из окошка кувырком!

Лимон покатился,

Стакан разбился!

Куколка, балетница,

Вображала, сплетница,

Ниточка, иголочка,

Тити – улети.

Милая красавица,

Скорей выходи!

Закличка на игру

Собирайся народ, кто в (звучит название игры) идёт!

Кто со мной – тот герой!

Кто без меня, тот помойная свинья!

Перед игрой в молчанку произносили такие слова:

Кони, кони, кони, кони.

Мы сидели на балконе,

Чай пили, кружки били,

По-турецки говорили.

Чаби, чаляби, чаляби, чаби, чаби.

Мы набрали в рот воды

И сказали всем "замри",

А кто первый отомрет,

Тот получит шишку в лоб.

Ехали цыгане, кошку потеряли.

Кошка сдохла, хвост облез,

Кто заговорит, тот её и съест.

А кто засмеется, кошачьей крови напьется.

Смешные стишки:

Цыплёнок жареный,

Цыпленок пареный,

Пошел по улице гулять.

Его поймали, арестовали

Велели паспорт показать

Паспорта нету –

Гони монету,

Монеты нет –

Иди в тюрьму.

Тюрьма закрыта,

Окно разбито,

Цыпленок прыг, и был таков!

По улице ходила

Большая крокодила

Она, она зелёная была.

В зубах она держала

Кусочек одеяла.

Она, она голодная была!

Чижик-пыжик,

Где ты был?

На Фонтанке водку пил.

Выпил рюмку, выпил две,

Закружилось в голове.

Трынды-брынды балалайка,

Под столом сидит Бабайка,

А под стулом крокодил -

Он Бабайку проглотил.

Жили-были дед и баба,

Ели кашу с молоком.

Дед на бабу рассердился,

Стукнул бабу кулаком.

До-ре-ми-фа-соль-ля-си,

Села баба на такси.

Заплатила пять рублей

И поехала в музей.

А внучата прицепились,

И бесплатно прокатились.

Бесконечные стишки

Протекала речка, а над речкой – мост.

На мосту овечка, у овечки хвост.

Пересохла речка, обвалился мост,

Умерла овечка, отвалился хвост.

Вновь пустили речку, выстроили мост,

Ожила овечка, привязали хвост.

(ещё вариант "У попа была собака")

Дразнилки

Обезьяна Чи-чи-чи

Продавала кирпичи,

Не успела все продать –

Улетела под кровать.

Под кроватью пусто –

Выросла капуста.

Так тебе и надо,

Курица-помада!

или

Так тебе и надо,

Мало шоколада!

Жадина-говядина или (ябеда – корябеда)

Солёный огурец.

По полу валяется,

Никто его не ест.

Рева-корова, дай молока.

Сколько стоит - три пятака!

Командир полка, нос до потолка,

Уши до дверей, а сам как муравей!

Повторуха - муха, старая старуха!

Ответ на эту дразнилку

А старухе (возраст обидчицы) лет!

Ты старуха, а я – нет!

Или вот такой ответ

Кто обзывается, тот сам так называется!

Если не хочется показывать, что больно ударился

Ничего не больно, курица довольна!

Приговорка при чихании:

"Будь здоров, расти большой и не будь лапшой!"

Ответы на вопросы:

В ответ на вопрос "Куда?" - "На кудыкину гору воровать помидоры".

В ответ на вопрос "Почему?" - "По кочану и по капусте".

В ответ на вопрос "Кто?" - "Дед Пихто и баба с пистолетом".

В ответ на "Я нечаянно!" - "За нечаянно бьют отчаянно!"

В ответ на "Пока!" - "За пока бьют бока и ломают кости».

В ответ на "Дай!" - "Дай уехал в Китай и сказал никому не давай".

Дети легко и быстро запоминают эти стишки в играх со своими сверстниками. И пока у них будет возможность общаться друг с другом, детский дворовой фольклор будет жить и развиваться.

Ещё одна причина популярности детского дворового фольклора заключается в том, что каждый из нас, взрослых, в детстве был его носителем.

Поэтому можно сказать, что детский дворовой фольклор передается по наследству от уже взрослого поколения детей к младшему.

Публикации по теме:

Детский фольклор. Малые фольклорные формы Детский фольклор. Малые фольклорные формы. Воспитатель МБДОУ "Детский сад № 21 "Лесовичок" г. Балашиха Барышникова Ольга Анатольевна.

Консультация для родителей «Детский фольклор для родителей» «Детский фольклор для родителей» Высказывание М. И. Калинина о народном творчестве: «…самым высоким видом искусства, самым талантливым,.

Консультация для родителей «Фольклор в познавательном развитии детей» Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в развитии речи дошкольника.

Консультация для родителей «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» Народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является основой для формирования духовного мира человека и его.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Домашние птицы
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Детский дворовой фольклор»
Опубликовано: 19 октября 2019 в 07:15
+495Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 178.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
22 ноября. День психолога

Свой профессиональный праздник 22 ноября отмечают все российские психологи. Дата празднования была установлена в 2000 году в честь Учредительного съезда Российского психологического сообщества,...

21 ноября. День мозаичной аппликации на МААМ

Одним из необычных и весьма интересных видов творчества, который мы периодически используем на занятиях самых разных тем, является мозаика из бумаги. Всегда увлекательно, когда путём наклеивания множества...

Музыкальное занятие в подготовительной группе «Весна. Красота родной природы» в...
Программное содержание: воспитывать художественно-эстетический вкус, познавательный интерес к природе, чувство прекрасного. Формировать у детей обобщенные...
Рисование в подготовительной группе «Натюрморт с буханкой»
Тематическая неделя "Хлеб- всему голова". Каждый раз сталкивалась с вопросом "что можно с детьми нарисовать на эту тему? ". В этот раз решила, что...
Фотоотчет «Осенняя прогулка с учениками 4 класса»
Вот наступила золотая осень. Самая красивая и живописная пора года. Осень любит желтые, красные, оранжевые краски, а как любит она осыпать все золотом....