Слепых Татьяна Александровна
Консультация для воспитателей «Игры-рифмовки для развития речи детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников.
Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний (потешек, небылиц, стихотворений, сказок, рассказов, а также в создании новых слов – новообразований).
Публикация «Консультация для воспитателей „Игры-рифмовки для развития речи детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Рифмы, учимся рифмовать
- Темочки
Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 5 - 7 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве).
Стихотворчество способствует:
обогащению словарного запаса и грамматического строя речи,
совершенствованию коммуникативных умений,
развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии, воображения.
совершенствованию навыков культуры речи и речевого общения,
развитию эмоциональной выразительности речи,
воспитанию звуковой культуры речи.
Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов – одна из важных задач формирования связной речи. У детей формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутье, внимание и живой интерес к художественному слову. Развиваются творческие способности, что необходимо для успешного обучения в школе.
Рифма в работе с детьми раннего возраста – это самая лучшая помощница! Стихи и рифмовки - это текстовой материал, который очень любят малыши, он им интересен и положительно влияет на их эмоциональное состояние. Рифмованная речь в общении с детьми имеет громадное преимущество в том, что оно действует на формирующуюся душу силой и обаянием ритма. А особую радость детям доставляет сочинение собственных стихотворений. А как же научить дошкольников сочинять простейшие стихи? Сначала это просто рифмы. Потом рождаются двустишия. Далее учимся сочинять стихи «подлиннее». Детям нравится процесс творчества. И как у взрослых поэтов, он тоже сопровождается «муками творчества»: дети подбирают рифму, переставляют слова, добавляют что-то новое. И, наконец, юный поэт счастлив: стихи получились! Конечно же, в игре! Я предлагаю вашему вниманию игры, способствующие развитию навыков стихотворчества.
Рифмы-миниатюры - отличный материал для развития у детей слухового внимания, фонематического слуха, языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях, верно употреблять лексико-грамматические конструкции, развивают память и связную речь.
Задачи обучения рифмованию:
Вторая младшая группа
Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т. д. Побуждать детей к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.
Средняя группа
Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Побуждать детей создавать четырёхстрочные стишки.
Старшая группа
Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень, глаголы (бежал – лежал, прилагательные (красивый – милый, наречия (легко – глубоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте.
Подготовительная группа
Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.
Игра «Доскажи словечко».
Воспитатель произносит чистоговорку, а дети ее заканчивают, подбирая рифмы к звукосочетаниям. Можно играть с опорой на сюжетную или предметную картинку. Поиграем? Я начну, а вы продолжайте:
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала- … (шишка)
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий … (шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке … (каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался- … (сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят- … (ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много- … (дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный … (гул).
Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает- … (варан).
Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же … (гол).
На палубу упала пачка,
Потому, что была - … (качка).
Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит- … (точка).
Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде … (толк).
В КВН играли сутки,
Залу нравились все - … (шутки).
На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила - … (чайка).
Дымится в миске кашка,
С чаем стоит - … (чашка).
Было в сказке очень худо,
Пока не появилось - … (чудо).
Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом … (пальчик).
В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский … (жук).
Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала … (жало).
В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей … (журчал).
Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся … (жутко)
Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он … (ракетку).
Ребятня каникул ждёт-
Лето красное … (идёт).
В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть - … (Женя).
Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел … (жучок).
Закричала громко баба-
Испугала её - … (жаба).
В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен … (мир).
На стройке делают бетон,
В метро потребуют - … (жетон)
Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр … (билет)
Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка … (Лора)
Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе - … (брошка)
Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на … (Марс).
Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали … (бант).
Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит … (ранка)
Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто … (мыл)
Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу … (нёс)
Подарили Рэму дудку,
И сторожевую … (будку).
У Ильи красивый волос
И приятный, звонкий … (голос).
Клич победный издал вождь,
Не помеха ему … (дождь).
Игра «Парные картинки», или «Мы в рифмы играли, слова подбирали».
В эту игру можно играть с опорой на картинки и без.
Мы в рифмы играли, слова подбирали, говорю я слово «лень», а в ответ я слышу «день».
Зайчик - трамвайчик
Птенец - ларец
Рыба - глыба и т. д
Здесь можно прибегнуть к словотворчеству, придумать свои собственные слова. Например, рифмы к слову «воспитатель» (поручатель, научатель, похвалятель, рисователь.).
Игра «Что лишнее?»
Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес)
Игра «Кто больше?»
В процессе игры, поочередно с малышом, придумывайте к заданному слову рифмы. Для исходного слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов.
Например:
утка – шутка – куртка – минутка – будка – незабудка;
скворец – борец – певец – удалец – молодец – кузнец и т. д.
При игре в рифмы можно использовать не только картинки, но и предметы.
Например, игра «Кузовок».
В кузовок мы складывали все предметы на -ок. Можно складывать и другие предметы, например. На –на, -ка и т. д.
Большой интерес детей вызывает игра «Коробочка-рифмовочка».
Дети находят в коробочке предметы, названия которых рифмуются.
Игра «Сочини дальше».
Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. В лесу живет лиса, (в поле пасется коза).
В скворечнике живет скворец, (в огороде растет огурец).
На полке стоит книжка, (в норке живет мышка).
Каждый ребёнок по-своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи.
Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.