МААМ-картинки

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Ольга Кочнова
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.

В соответствии с принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:

Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Учитывая принцип индивидуализации дошкольного образования и весь спектр поставленных задач, Стандарт устанавливает, что любая основная образовательная программа дошколного образования (т. е. образовательная программа дошколььной организации) формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

Любое дело, требующее взаимопонимания и согласования позиций, основано на единстве смыслов, которые разные люди вкладывают в одно и тоже понятие, поэтому нужно определиться в сущности понятия индивидуализация.

Содержание термина «индивидуализация» многозначно и, несмотря на его частое использование, достаточно расплывчато. Как правило, при изучении процесса индивидуализации развития личности на первый план выходит обсуждение феномена индивидуальности. Достаточно часто это понятие используется как синоним понятия «индивидуальный подход». А. В. Петровский определяет индивидуализацию как открытие и утверждение своего «я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т. е. становление и осмысление индивидуальности. Мы будем использовать понятие, сформированное С. М. Юсфиным и Н. Н. Михайловой: «индивидуализация – это процесс порождения и рефлексии человеком собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целеноправленной деятельности».

Таким образом, индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности. Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

В целом индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором, что создает особую психологическую ситуацию между выбирающим (ребенком) и тем, кто стремится повлиять на его выбор. Ребенку важно иметь реальную возможность свободного выбора, чувствовать уверенность в своих силах. Тот, кто пытается помешать этому, доказывая обратное, вольно или невольно закрывает путь к развитию ребенка. Тот, кто целенопрпавленно сохраняет эту возможность, помогая сделать выбор, принять решение, проявить себя в действии, пусть даже ошибочном, оказывает поддержку его развитию.

Одним из факторов, обуславливающих индивидуализацию образования является образовательная среда.

Средовое развитие индивидуализации обеспечивается возможностью формирования каждым из детей индивидуального стиля деятельности и общения. Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношнию к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Основная характеристика среды, направленная на индивидуализацию развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, - обеспечение разнообразия форм и содержания образования, предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. Индивидулизация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения. Акцентировать внимание следует на когнетивных компонентах развития, умении выполнять опперации классификации, категиризации, дифференциации и обобщения. Проектируя и создавая РППС, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог постоянно учитывает особенности его развития, определяет свою роль в ней относительно каждого воспитанника. Сильный в интеллектуальном развитии ребенок не нуждается в объяснении задач, действий, результатов деятельности. В этом случае воспитатель выбирает роль консультанта, затем наблюдателя. Для ребенка, которому нужно многократное объяснение, совместное выполнение действия, показ, рассказ, воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Такой способ взаимодействия педагога с ребенком ориентирует каждого из них на успех, радость достижения, а значит, и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в силах, заставляют многократно возращаться к достигнутому, т. е. совершенствоваться. Идеи, предложеные в ходе консультации должны найти воплощение в оформлении РППС всех помещений групп.

Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах. У нас уже в основу оформления каждой группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов.

Можно дополнить раздевалку стендом «Здравствуйте, я пришел!». Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного коллектива детей и взрослых.

В каждой группе может быть стенд или уголок с фотографиями детей и обозначением дня их рождения. Его можно дополнить гороскопом, названием сезона, месяца, числа (с целью познавательного развития). Там могут размещаться желания детей ко дню рождения, записанные с их слов воспитателем. Атмосфера дня рождения может создаваться с помощью красочного стула именинника, персональной именинной посуды или чудесного мешочка для подарков.

Рубрика «Звезда дня» вывешивается на самом видном месте с фотографией дошкольника. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «я-концепции», развитие самосознания и самооценки.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Моё настроение». В специально организованные уголки помещают фишки или магниты на каждого дошкольника. Дети таким образом учатся определять не только свое настроение, но и других детей. Так в группах младшего возраста ребенок может различить два состояния настроения: плохое и хорошее, а в старших группах – значительно больше.

Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать «Панораму добрых дел», в которой отмечаются достижения детей в течение месяца и стимулируют желание дошкольника присоединиться к интересам и деятельности сверстников. Для воспитателей и родителей такая «Панорама добрых дел» - метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями (ребенок научился завязывать шнурки, застегать молнию на куртке, рисовать домик)

Можно оформить коробочку «Деловые хлопоты», которая будет заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «главный строитель», «директор гаража», «эколог», «гардеробщик», «счетовод» и др. поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

Материалы в группе могут также присутствовать периодически, например коллекции. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в «собирательстве сокровищ». Этот уголок можно так и назвать «Островок сокровищ» или «Полянка драгоценностей». В процессе коллекционирования ребенок учиться систематизировать и изучать собираемые предметы. Воспитатель, представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, вызывает у сверстников интерес к созданию собственной.

Помимо создания коллекций дети могут поочередно, вместе с родителями или воспитателями, оформлять свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества».

А для творческих работ (картины, вышивки, работ, выполненных в нетрадиционной технике) родителей, родственников ребенка совместно с самим ребенком можно создать персональные выставки. Оформление таких выставок развивает и вызывает у ребенка чувство гордости за свою семью.

В группах раннего возраста у воспитанников может быть свой собственный «оберег» или «ангел сна». Возможно оформление стены «Наши успехи», на которой вывешиваются достижения детей в городских, районных конкурсах и выставках или награды, полученные в кружках или секциях. Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду можно назвать «СМС-почта». Для индивидуальных занятий с ребенком можно сделать «Носок дошкольника» в который будут вставляться карточки с фотографией ребенка и индивидуальным заданием.

Индивидуализированная таким образом предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов Подготовила: Палей О. Н. Слайд 1 Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии.

Консультация для педагогов «Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС» Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по ФЭМП, ФГОС» Вопрос организации развивающей предметно - пространственной.

Консультация для воспитателей «Особенности создания предметно-развивающей среды в ДОУ» Создание предметно-развивающей и игровой среды. (принципы и содержание).Большую часть времени в детском саду ребёнок проводит в группе,.

Консультация для воспитателей «Обогащение предметно-развивающей среды детского сада» Для обогащения предметно – развивающей среды в группе педагоги, совместно с родителями и с активным участием детей решили создать «Зону.

Организации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера средыОрганизации предметно-пространственной развивающей среды детского сада с опорой на схему единства характера среды Детский сад сегодня функционирует и развивается в условиях нестабильной социально- экономической и образовательной ситуации. Больших изменений.

Консультация «Организация развивающей предметно-пространственной среды» 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования. Одним из основных принципов которого являются:.

Консультация для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе»Консультация для воспитателей «Организация развивающей предметно-пространственной среды в младшей группе» Согласно ФГОС дошкольного образования развивающая предметно-пространственная среда представляет собой систему условий социализации и индивидуализации.

Консультация для воспитателей «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды - Качество работы невозможно осуществить без создания условий осуществления.

Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» МБДОУ «Детский сад №7 «Дюймовочка» г. Нефтеюганск 2015 год Подготовила: воспитатель: С. П. Куртямова Тема организации развивающей предметно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 27 октября 2015 в 13:27
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД