Приложение МААМ

Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду

Оксана Прудникова
Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Серьезную психологическую проблему для ребенка и его родителей составляет поступление маленького члена общества в ДОУ. Поступление в ДОУ всегда сопровождается для ребенка определенными психологическими трудностями. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Условия ДОУ специфичны. Это особая микросоциальная среда, которая не может быть ни противопоставлена, ни идентифицирована с условиями семьи. Перестройка имеющихся динамических стереотипов ребенка приводит к определенному нервному напряжению, в результате которого происходят изменения не только в вегетативной регуляции, но и нарушается эмоциональное состояние детей, а также и их поведение, причем, чем внезапнее изменяется окружающая среда, тем серьезнее сдвиги в эмоциональном состоянии малыша.

Публикация «Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду» размещена в разделах

Сгладить негативное влияние такого перехода, на наш взгляд, призвана народная мудрость, народный фольклор.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей современные исследователи отмечают его терапевтический эффект. В силу своих художественных особенностей народное искусство близко детям, доступно их пониманию, воспроизведению в самостоятельной деятельности. А это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, что создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Слушая и участвуя в произведениях фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, своих силах, ощущение радости.

Мы считаем, что ценность фольклорных произведений обусловлена прежде всего их высокой интонационной выразительностью, а также другими жанровыми особенностями – речевыми, смысловыми, звуковыми. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малышей прислушиваться, замирать на какое-то мгновение. Активизирующее воздействие оказывает, во-первых, речевой звуковой поток. Во-вторых, очевидно активизирующее звуковое воздействие повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте малых фольклорных форм (например, «баю, баю, баю, бай!», «а качи-качи-качи!», «тили-тели, тили-тели!» и др.).

Известно, что ребенок уже в пренатальном периоде развития слышит звуки колыбельных песен, потешек и поговорок, сказаний, которые напевает ему заботливая мать. Родившись, он продолжает слушать произведения музыкального народного творчества. Теперь он узнает их и приобщается к культуре народа. Фольклор является, по сути дела, естественной средой, в которой малыш находится и развивается. Она понятна, знакома и ясна ему.

Вот почему при поступлении в ДОУ и при обеспечении более быстрого перехода к новым социальным условиям важно продолжить формировать естественную, эмоционально-благоприятную среду, в которой ребенок чувствовал бы себя комфортно и уютно. И этого можно добиться благодаря средствам приобщения, введения в практику детского сада и семьи малых форм фольклора.

Народное поэтическое слово, предназначенное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить детям свою любовь, нежность и заботу, веру в здоровый рост, красоту, силу, сметливый ум («Коленька хороший, Коленька пригожий», «Этот конь богатырь для Алеши-удальца», «Маша черноброва» и т. д.). Святое отношение к детству звучит в подтексте этих маленьких произведений, они пронизаны светом любви к ребенку. В них нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что хочется сказать: фольклорные произведения для маленьких – народная дидактика, школа материнства.

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Предлагаем некоторые виды включения малых форм фольклора в режимные процессы.

Утренний приём.

Доброе утро, зайка мой.

Доброе утро, Алёшенька дорогой.

Я Алёшеньку люблю,

Ему песенку спою.

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Коленька хороший.

Коленька пригожий.

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для маминой потешки.

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Илюшке-

Доброе утро.

Доброе утро!

Утро с штуками, прибаутками!

Умывание.

Водичка, водичка,

Умой Насте (Кате) личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.

В руки мыло мы возьмем

И водичкою польем.

Моем руки чисто, чисто.

А потом лицо умыли,

Носик тоже мы промыли.

Полотенцем вытирались,

На себя мы любовались.

Щечки мыли?

Глазки мыли?

Ручки мыли?

ДА!

И теперь мы чистые-

Зайчики пушистые!

Еда.

Варись, варись кашка

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее.

Варись кашка сладка,

Из густого молока,

Из густого молока

Да из мелкой крупки

У того, кто кашу съест

Вырастут все зубки!

Умница, Катенька,

Ешь кашу сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Как у наших у ребят

Застучали ложки в лад.

Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ли

Всем нам нравятся они.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед.

С аппетитом мы едим,

Большими вырасти хотим.

Одевание

Вот они, сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Наденем сапожки:

Этот – с левой ножки,

Этот – с правой ножки.

Мы наденем Мишке,

Теплые штанишки,

Мы наденем Мишке

Валенки малышки

Настенька маленька

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая

Настя чернобровая.

Если хочешь прогуляться,

Нужно быстро одеваться,

Дверцу шкафа открывай,

И одежду доставай.

Маша варежку надела,

— Ой, куда я пальчик дела?

— Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал!

Маша варежку сняла,

— Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь- и найдешь.

— Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Сон и пробуждение

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся наш дружок,

Встань, наш Мишенька дружок.

Травка – муравка со сна поднялась,

Птица – синица за зерно взялась.

Детки, просыпайтесь,

С кроваток поднимайтесь.

Мы простынку поправляем,

Мы кроватку заправляем.

Вот так, вот так.

Одеяло мы поправим,

И постельку мы заправим.

Вот так, вот так.

Уж, ты, котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули ворковать,

Тихо Машу усыплять

Спи, малютка почивай.

Глаз своих не открывай.

Вот и люди спят

Вот и звери спят

Птицы спят на веточках,

Лисы на горочках

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке.

Детки все по люлечкам.

Спят - поспят, всему миру спать велят.

Потягушечки, потягушечки,

От носочков до макушечки,

Мы потянемся, мы потянемся,

Маленькими не останемся.

В совместной деятельности.

Гриб – грибок,

Выставь лобок!

На тебя погляжу,

В кузовок положу!

Грибок к грибку,

А мой наверху!

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи!

Брызни в поле пуще-

Станет травка гуще!

Скачет зайка маленький,

Около заваленки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай- ка.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Ну а этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

А ты радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не давай дождя.

Давай нам солнышка - колокол-нышка!

Сосна, сосна

Отчего ты красна?

Оттого я красна,

Что под солнышком росла!

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать- моргать,

Ручки - все хватать-хватать.

Где же наши ручки?

Вот наши ручки!

Где же наши ножки?

Вот наши ножки!

А вот это Лизин нос

Весь козюльками зарос.

А вот это глазки, ушки,

Щечки толсные подушки,

А вот это что? Животик!

А вот это Лизин ротик!

Покажи-ка язычок,

Пощекочим твой бочок,

Пощекочим твой бочок.

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

Этот пальчик - чистит стол,

Этот - резал,

Этот - ел.

Ну, а этот лишь глядел!

Публикации по теме:

«Впервые в детский сад». Рекомендации по адаптации Уважаемые родители. Скоро вам предстоит отдать своего ребенка в детский садик. Многие из вас задаются вопросами: «Что необходимо делать.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения» Поступление в дошкольное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду
Опубликовано: 9 октября 2013 в 12:38
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Малые формы фольклора как средство благополучной адаптации ребёнка в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Прудникова (УИ 27431) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД