Светлана Кузнецова
Занятие-беседа «Мастерская народных кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
«Мастерская народных кукол»
Кукла – это подобие образа человека, с которым можно играть и манипулировать.
Слово «кукла» обозначает иногда пустоту. Про человека могут сказать: «Сидит как кукла».
Публикация «Занятие-беседа „Мастерская народных кукол“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
Конечно, изначально пустая кукла чувств и эмоций не имеет. Всеми качествами куклу наделяет человек, он представляет,что у куклы есть характер,наделяет её чувствами и эмоциями.
Вот по этому, очень хорошо использовать куклу в работе с детьми, настраивая детей на определённое настроение, наделив куклу характером. Воспитатель использует кукол в своей работе с детьми, например, В гости к детям приходит Незнайка, и дети его чему-то учат, помогают ему. В этот момент мы сами вместе с детьми наделяем куклу характером. Именно это очень интересно использовать в работе с детьми.
Хочу рассказать па простом примере, как при помощи пары лоскутков сделать куклу и поиграть с ней:
Предлагаю примереть на себя роль ребёнка.
Представьте себе такую ситуацию: дети играют, каждый занят своим делом, кто- то шумит, кто-то играет спокойно. Воспитатель садится на середину ковра, открывает сундучок или чемодан и начинает рассматривать его содержимое, комментируя увиденное вслух.
-Какой интересный сундучок, что же в нём лежит?
Достаём из сундучка лоскутки ткани, красивые тесёмки. Дети проявляют интерес, подходят и садятся около воспитателя.
-Ребята, давайте вместе рассмотрим, что же такое интересное лежит в сундучке.
(Дети берут в руки лоскутки и рассматривают их).
- Дети, как вы думаете, что модно сделать из этих лоскутков?
(ответы детей)
- А сейчас вам расскажу историю про мою бабушку, вот послушайте: «Жила она очень давно, тогда в магазинах ткани почти не продавали. А чтобы сшить одежду ткани изготавливали сами, ткали из ниток на ткацком станке. Изготовить ткань – это очень большой труд, поэтому ни один кусочек ткани не пропадал. Из лоскутков ткани шили лоскутные одеяла, а бабушки играли со своими внуками и учили их делать тряпичные куклы. Моя бабушка была настоящей мастерицей, она умела делать очень разных кукол и научила этому ремеслу и меня».
- У вас в руках цветные и белые лоскутки ткани, я сейчас тоже поделюсь с вами своими умениями и научу делать тряпичную куклу «пеленашку» - это завёрнутый в пелёночку ребёнок.
Из белой ткани свернём младенца кукла «скрутка», перевяжем ниточками шейку и пуповину – вот и готов младенчик. Теперь оденем нашего младенчика в пелёночку. На голову сначала одеваем платочек, кончиками назад, а сверху пелёночку. Так же вас когда-то пеленали ваши мамы. Теперь, чтоб пелёночка не размоталась, и младенчик лежал смирно, поверх пелёночки повяжем свивальник.
-Вот и готова наша кукла «пеленашка» - это традиционная русская народная кукла. Очень давно люди научились делать кукол из ткани, и эта традиция дошла до нашего времени, умение делать кукол передавалось из поколение в поколение, от к матери к дочери.
-А вы, ребята, заметили, что у куклы нет лица?
(ответы детей)
- Дело в том, что раньше люди верили в разных духов, и они боялись, что злой дух может вселиться в куклу и навредить ребёнку, поэтому у самых ранних кукол лица не рисовали. Зато мы с вами играя с этой куклой сами можем каждый раз придумывать лицо, включите свою фантазию, кукла может быть весёлой, капризной, грустной и многое другое.
- А что вы сами можете рассказать о своих куклах?
(ответы детей)
-Обратите внимание, что пелёночки-то у всех разные, и синие и красные. В синие, наверное, запеленали мальчиков, а в розовые и красные девочек. Можно придумать куклам имена.
-Вот наши куклы готовы, у них есть даже имена, а как же с ними играть?
(ответы детей)
-Давайте споём куколкам колыбельную песню. Тише, ваши куколки спят…
-Пока ваши «детишки» спят, расскажите какие вы для них мамы.
( дети отвечают: ласковые, добрые, заботливые, золотые)
-А как это быть доброй мамой? Чти нужно делать, чтобы показать доброту, заботу?
(ответы детей)А наша кукла «пеленашка» совсем ещё маленькая и любит много спать. Эту куколку можно положить в свою кроватку, и петь её колыбельные песни перед сном, куколка поможет вам уснуть.
Берите своих куколок и играйте с ними!
МАДОУ детский сад № 6
Воспитатель Кузнецова Светлана Сергеевна