Елена Соловьёва
Методика организации работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию безопасного поведения
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 1
Проблема обеспечения безопасности на улице и дороге возникла одновременно с появлением первого автомобиля. Скорость движения и плотность транспортных потоков стремительно возрастают, и будут возрастать в дальнейшем. Поэтому обеспечение безопасности движения стало актуальной государственной проблемой. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, и жить которым придется при несравненно большей интенсивности автомобильного движения.
Публикация «Методика организации работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию безопасного поведения» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Причиной дорожно-транспортных происшествий часто являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставление самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Ребенок 3-5 лет (а часто и старше) не может осознать опасности. Он не представляет автомобиль в качестве опасности, которая может нанести увечье или лишить жизни, наоборот, с автомобилем у него связаны приятные впечатления. Ничто так не влечет малыша, как автомобиль – будь то игрушечный или настоящий. Дети считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, и переоценивать собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой.
Избежать такого опасного поведения можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка. Обучая безопасному поведению на дороге, необходимо внушать, что проезжая часть предназначена исключительно для транспортных средств, а не для игр. Еще до того, как они пойдут в школу, дети должны уметь ориентироваться в транспортной среде, прогнозировать разные ситуации, правильно определять место, где можно переходить дорогу, а перед переходом быть достаточно терпеливым и всегда оглядываться по сторонам, прежде чем сойти с тротуара.
Учитывая тот факт, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо организовать целенаправленную работу дошкольных образовательных учреждений по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах.
Для того чтобы действовать сообразно поставленным целям, мероприятия по обучению детей дошкольного возраста должны быть согласованы со способностью детей поддаваться обучению. Это означает, что в процессе обучения следует избегать применения слов и понятий теоретического и абстрактного характера, практические упражнения должны проводиться там, где дети находятся ежедневно и где они могут использовать те навыки, которым их научили, модели поведения, которым их учат, не должны быть слишком сложными и не должны быть рассчитаны на то, чтобы дети выполняли несколько поступков одно временно.
СЛАЙД 2
Дети должны обучаться различным типам поведения как участники дорожного движения следующими способами:
• влиять на поведение детей таким образом, что бы снизить их показатель риска ДТП, когда они выступают в роли активных участников дорожного движения,
• дать родителям знания о том, какие условия должны быть созданы для детей различного возраста для их безопасной перевозки на транспорте,
• создать мотивацию родителям для повышения степени безопасности детей в дорожном движении, и прежде всего за счет направленного обучения и использования оборудования для безопасности движения.
СЛАЙД 3
Дети обучаются различным типам поведения в дорожном движении двумя способами:
• путем подражания поведению других лиц (совместное обучение) и одновременно приобретения собственного опыта участия в дорожном движении,
• путем организованных мероприятий по обучению.
Путем подражания поведению других лиц дети могут научиться весьма опасным поступкам, например, они могут переходить дорогу, не убедившись предварительно в отсутствии транспортного средства на проезжей части дороги, идти на красный свет и т. п. Импульсивность и склонность к играм, свойственные детям, также приводят к тому, что они совершают непредсказуемые действия, которые весьма опасны в условиях дорожного движения.
Организованное обучение детей имеет своей целью противодействовать нежелательным проявлениям тех действий, которым они научились путем подражания, и создать модели безопасного поведения в тех ситуациях, с которыми дети часто сталкиваются в условиях дорожного движения.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных.
Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
СЛАЙД 5
Задачи:
1. Обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах.
2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
3. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно - транспортном процессе.
4. Обогатить представление детей о здоровье. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
СЛАЙД 6
При построении системы работы по изучению дошкольниками Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
1. Ребенок – пешеход;
2. Ребенок – пассажир городского транспорта;
3. Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.)
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
СЛАЙД 7
Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
1. Беседы с детьми по правилам дорожного движения
2. Изобразительная деятельность: аппликация, лепка, конструирование по правилам дорожного движения;
3. Музыкальная деятельность: проведение праздников, развлечений, викторин;
4. Театрализованная деятельность: постановка мини – спектаклей, драматизация сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения;
5. Проведение физкультурных досугов, спортивных состязаний, эстафет;
6. Чтение художественной литературы по правилам дорожного движения;
7. Экскурсии, наблюдения, целевые прогулки на улицы города
8. Рассматривание с детьми иллюстративные пособия, плакаты, картины по ПДД;
9. Составление рассказов из личного опыта, творческих рассказов;
СЛАЙД 8
Для осуществления работы по данному направлению в группе важно создать необходимые условия. Помимо традиционных плакатов, настольных игр, сюжетных картинок, дорожных знаков, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материала и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД, было бы замечательно создать в группах:
• уголок по правилам дорожного движения, куда помимо всего перечисленного вошёл бы: макет микрорайона. На макете, можно изучать свой микрорайон, составлять его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия, жилые дома и общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой.
• алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором» цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома, с опорой на схемы-алгоритмы. (С привязкой к конкретным местам детских маршрутов до дома.) Для облегчения составления связного рассказа детям даются модели, схемы, используются коллажи.
Важно, чтобы всё это не лежало мёртвым грузом, было доступно детям. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.
Для системной и эффективной работы с детьми необходимо создать картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.
В сентябре и мае необходимо проводить диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, корректировать дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.
СЛАЙД 9
Задачи обучения в возрастных группах ДОУ
Вторая младшая группа
Учить различать виды наземного транспорта.
Формировать представление об улице ее основных частях.
Дать первоначальные знания о сигналах светофора.
Средняя группа
Продолжать учить различать виды наземного транспорта.
Познакомить с классификацией транспорта: наземный, водный, воздушный
Формировать навыки культурного по ведения в общественном транспорте.
Расширить представления об улицах новыми сведениями (одностороннее и
двустороннее движение).
Уточнить знания о назначении светофора.
СЛАЙД 10
Старшая группа
Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части.
Познакомить с правилами езды на велосипеде, с предупреждающими, запре-щающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса.
Закреплять навыки поведения в общественном транспорте.
Подготовительная к школе группа
Расширять знания о городском транспорте.
Продолжать знакомить с дорожными знаками.
Познакомить с правилами поведения на железной дороге.
Совершенствовать культуру поведения детей на улице и в транспорте.
СЛАЙД 11
Методы и приемы
наглядные: показ детям иллюстративных пособий: плакатов, карт, картин; технические средства обучения: диафильмы, кинофильмы, грамзапись;
словесные: беседы с детьми о правилах дорожного движения; рассказ воспитателя; рассматривание тематических картин; составление рассказов по серии сюжетных картин, рассказывание из личного опыта, составление творческих рассказов;
практические: исследования, экскурсии, целевые прогулки, наблюдения за движением транспорта, пешеходов.
игровые: творческие и режиссерские игры с использованием макетов улиц города, театрализованные игры и драматизации сказок, рассказов, стихотворений по правилам дорожного движения.
СЛАЙД 12
Работа с родителями
Деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому необходимо тесно сотрудничать с ними по данному вопросу. Доводить до сведения родителей учебную программу, давать рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.
В пропаганде правил дорожного движения широко используется наглядность: папки-передвижки, альбомы, плакаты, стенды с детскими рисунками. В течение года в папках-передвижках, помещается материал о правилах дорожного движения, который должен быть усвоен детьми, перечень литературы для взрослых и детей о правилах поведения на улице, образцы книг, задания по закреплению у детей правил поведения на улице.
СЛАЙД 13
Ожидаемые результаты
Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.