Вера Беляева
Консультация для воспитателей «Музыка в нравственном воспитании»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыка в нравственном воспитании.
Одна из самых актуальных и «больших» проблем, стоящих перед современным обществом - угроза духовного оскудения личности, опасность утраты нравственных ориентиров. Поэтому, нашему воспитанию необходим поворот к жизненно-важным проблемам современного общества, обеспечение нравственного воспитания, противостояние бездуховности, потребительству, возрождению в детях желания и потребности в активной интеллектуальной деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Музыка в нравственном воспитании“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.
Музыка обладает могучим эмоциональным воздействием, она пробуждает в человеке добрые чувства, делает его выше, чище, лучше, так как в подавляющем большинстве она предполагает положительного героя, возвышенные эмоции. Музыка - это сильнейшее средство формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности.
Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни.
Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта, музыкальное воспитание имеет большое значение для формирования у детей эстетических чувств: приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Музыка развивает ребенка и умственно.
Как уже было сказано, музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная отзывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.
Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детейодной из важнейших целей эстетического воспитания. Воссоздавая эмоциональный опыт человечества, музыка выявляет способность каждого человека переживать сложнейшие чувства, придает людям нравственные силы, воспитывает мужество, веру в жизнь, красоту, обогащает чувство и интеллект. По мысли В. А. Сухомлинского: "Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека».
Специфика действия музыки на нравственность человека связана с развитием эмоционально-нравственной отзывчивости. Это важное социальное качество личности. Духовная отзывчивость позволяет сопереживать состояние человека или другого живого существа, откликаться сочувствием.
Начинать всестороннее развитие личности ребенка надо как можно раньше. Именно на ранней стадии развития закладывается фундамент, на основе которого расширяются знания, и совершенствуется способность наслаждаться музыкой.
Для правильной организации нравственного воспитания средствами музыки надо с самого начала ясно представить себе цели и возможности такого воспитания. Музыка воспитывает дисциплину, стремление к совершенству, которое приносит большое эмоциональное удовлетворение. Второй важный аспект — стимулирование умственного развития с помощью науки. Третьим аспектом является эмоциональное воспитание, без которого нельзя достичь полной зрелости.
Разностороннее развитие личности ребенка обеспечивается благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. Осуществлению нравственного воздействия помогают правильно разработанная программа и подобранные в соответствии с возрастными возможностями детей произведения. Но самое главное — это "школа чувств", которые формируются благодаря особому свойству музыки — вызывать сопереживание слушателей.
Нравственное воспитание средствами музыки главным образом сосредоточена в трех направлениях:
• попытаться раскрыть творческие способности к самостоятельному творчеству;
• приобщить детей всех возрастов к окружающим их звукам; рассматривать звуковую картину мира как музыкальное сочинение, главным композитором которого является человек, эмоционально оценивать это звучание, чтобы совершенствоваться;
• определить то звено или ту общую точку, где могли бы встретиться все искусства для совместного гармонического развития.
Ведущими признаками, определяющими нравственное развитие личности, являются участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, высокий уровень знаний и оценочных представлений о музыке.
Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается
эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которым они встречаются в жизни.
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и, прежде всего, музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит свои воспитательные функции.
Нравственное воспитание является средством активизации духовного потенциала личности, компенсирующим недостаток его проявления в других областях социально - духовной жизни; это универсальное средство духовного развития человеческой личности, в определенной мере способствующее гармонизации ее общественного бытия. Для наиболее успешного нравственного воспитания дошкольников средствами музыки необходимо :
1. Использовать на уроках музыки художественное творчество, сочинение
рассказов на ту или иную музыку;
2. Проводить музыкальные спектакли, праздники.
3. Регулярно заниматься музыкальной ритмикой, игрой на музыкальных
инструментах, хоровым пением.
4. Проводить музыкально-обрядовые игры.
5. Регулярно слушать народные песни, классические музыкальные
произведения.
Музыка занимает особое место в воспитании нравственности детей, благодаря ее непосредственному комплексному воздействию.
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
- осознание требований и норм общественной морали, выработка
нравственных убеждений, мировоззрения;
- развитие у детей чувства патриотизма;
- развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со
сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
- выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
- формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
- формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
- формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;
- формирование навыков культуры поведения и др.
«Ничто так не возвышает личность, как активная жизненная позиция, сознательное отношение к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения. Выработать такую позицию - главная цель нравственного воспитания».
Восприятие музыки, безусловно, зависит от личности, соприкасающейся с этим искусством. Формирование музыкально-эстетической культуры личности — своеобразного показателя развития самого человека — является
эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Поэтому, развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности, что очень важно. Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя, с помощью которого осуществляется и общее развитие.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. -М. ; Просвещение, 1981г.
2. Методика музыкального воспитания в детском саду/ под ред. Ветлугиной Н. А. -М, 1982г.
3. Тарасов Г. С. Педагогика в системе музыкального образования. - М. ; 1986г
4. Радынова О. П., Катинене А. И., Полавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под. ред. О. П. Радыновой -М. : Просвещение: Владос,1994;
5. С. П. Баранов, Л. Р. Болотина, Т. В. Воликова, В. А. Сластинин «Педагогика»,М. : - Просвещение, 1981 стр. 48
6. П. Халабузарь, В. Попов, Н. Добровольская. Методика музыкального воспитания, М. :- Музыка, 1990 г., стр. 11
7. Л. Михеева. Музыка- детям. //Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л. : Музыка, вып. 3-1981, вып. 4-1976.
8. Сухомлинский В. А. О воспитании. М., 1975. С. 173
9. Бодина Е. А. Воздействие музыки на воспитание личности // Педагогика. 1992. № 5—6.